Проблемная ситуация: Просим предоставить разъяснения
по вопросам проведения налоговым органом проверок соблюдения организацией
валютного законодательства.
Вправе ли налоговый орган проводить
проверку соблюдения валютного законодательства более чем за трехлетний период?
Имеет ли право налоговый орган проводить
повторную проверку соблюдения валютного законодательства, если в этом году уже проводилась проверка и в числе прочих вопросов проверялось
соблюдение валютного законодательства?
Сколько может длиться проверка валютного
законодательства, проводимая налоговым органом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики,
рассмотрев Ваши письма о проверке соблюдения организацией валютного
законодательства, сообщает следующее.
Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам выполняет функции, связанные с
осуществлением им валютного контроля, в соответствии с п.14 ст.7 Закона
Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (в
ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ), законодательством о
валютном регулировании и валютном контроле и иными законодательными актами Российской
Федерации.
Установленный в ст.196 Гражданского
кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года не
ограничивает период, подлежащий проверке органами и агентами валютного
контроля, а также не является пресекательным сроком,
влекущим за собой утрату права на предъявление иска. Согласно п.1 ст.199
Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права
принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой
давности.
Для требований, связанных с обеспечением
соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле,
законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. В настоящее
время указанные сроки исковой давности не установлены.
Согласно пп."г" п.2 ст.13 Закона Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты,
осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в
валюте Российской Федерации, обязаны вести учет и составлять отчетность по
проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти
лет. В силу пп."а"
п.2 вышеназванной статьи указанные лица должны представлять органам и агентам
валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении
валютных операций. Следовательно, налоговые органы вправе осуществить проверку
соблюдения валютного законодательства более чем за трехлетний период,
предшествующий году проверки, а также затребовать у проверяемых лиц документы и
информацию об осуществлении валютных операций в течение установленного срока ее
хранения.
Налоговый кодекс Российской Федерации и
иные акты законодательства о налогах и сборах регулируют правоотношения по
установлению, взиманию и отмене налогов и сборов, а также иные правоотношения,
возникающие в процессе налогообложения. Предусмотренные в части первой
Налогового кодекса Российской Федерации правила, регулирующие проведение
налоговых проверок, не распространяются на проводимые органами и агентами
валютного контроля проверки за соблюдением организациями и физическими лицами
валютного законодательства. Законодательством о валютном регулировании и
валютном контроле не предусмотрен запрет на проведение повторных проверок, а
также не ограничен срок их проведения.
30.11.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ