Проблемная ситуация: Просим предоставить разъяснения
по порядку исчисления коммерческими банками предельных размеров
представительских расходов и расходов на рекламу. Возможно ли уточнение
указанного порядка в связи с введением нового Плана счетов и изменением структуры
отчета о прибылях и убытках?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 г. N 04-02-05/3
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу о порядке исчисления коммерческими банками предельных
размеров представительских расходов и расходов на рекламу.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации (в его лице Министерством финансов Российской Федерации).
Право осуществлять методологическое
руководство бухгалтерским учетом в банках и иных кредитных организациях
предоставлено Центральному банку Российской Федерации. Нормативные акты и
методологические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые Центральным
банком Российской Федерации, не должны противоречить нормативным актам и
методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с
п.3.5 Инструкции ЦБ РФ от 18.06.1997 N 02-263 "Особенности учета доходов и
расходов, результатов деятельности и их распределения в кредитной
организации" по ряду статей (командировочные расходы, представительские,
рекламные расходы, подготовка кадров и др.) предусматривается отнесение сумм на
расходы в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.36 Положения об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, кредитные организации включают в
себестоимость банковских услуг в соответствии со сметами, утверждаемыми
ежегодно правлением (советом) банка, в пределах
установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов следующие
затраты:
а) представительские расходы, включая расходы
по проведению собраний акционеров (пайщиков), заседаний правления (совета)
банка, ревизионной комиссии банка, при наличии подтверждающих документов;
б) расходы на рекламу;
в) командировочные расходы, связанные с
банковской деятельностью;
г) выплаты компенсаций за использование
работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей.
Нормативы
представлены в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля
1994 г. N 56 "О внесении изменений в Письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на
представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку
кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер
отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
Одновременно сообщаем, что в данное время
проводится работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации
"О внесении изменений и дополнений в Положение об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными
учреждениями, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 мая 1994 г. N 490". В частности, предположено изменить структурное
построение разд.I и II Положения, что потребует
пересмотра нормативных документов, в которых есть отсылка на разд.I действующего Положения.
Учитывая изложенное,
вопрос об уточнении порядка исчисления предельных размеров представительских
расходов и расходов на рекламу для кредитных организаций целесообразно
рассматривать после принятия указанного проекта постановления.
30.11.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ