Проблемная ситуация: Мы считаем, что предоставление
льгот по федеральным налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ,
законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными
органами местного самоуправления является законным и не противоречащим
Конституции РФ. Просьба разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 1999 г. N 04-02-02
Министерство финансов Российской
Федерации, рассмотрев Ваше обращение по вопросу законности предоставления льгот
по федеральным налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской
Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации и представительными органами местного самоуправления, сообщает
следующее.
Согласно п."з" ст.71 Конституции Российской Федерации
в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы.
В соответствии со ст.72 Конституции
Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находится обеспечение соответствия законов и иных
нормативных правовых актов областей федеральным законам.
Статьей 76 Конституции Российской
Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Часть первая Налогового кодекса
Российской Федерации введена на территории Российской Федерации с 1 января 1999
г. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. изменений и
дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ).
В соответствии со ст.12 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. изменений и дополнении,
внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) федеральными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые указанным Кодексом и обязательные к
уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в
действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и
обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской
Федерации. При установлении регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в
действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на
территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными
органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы
и основания для их использования налогоплательщиками.
Нормами Федерального закона от 9 июля
1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации" из ст.56 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации исключен п.2.
Федеральным законом
от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г.) изменена редакция п.9 ст.6 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
которым предусматривается, что органы государственной власти субъектов
Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые
предусмотрены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, частью первой Налогового
кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" установлено, что законодательные
(представительные) органы Российской Федерации (представительные органы
местного самоуправления) имеют право предоставлять налоговые льготы только в
части региональных (местных) налогов и сборов, что соответствует вышеуказанным
нормам Конституции Российской Федерации.
06.12.1999 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН