| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ОАО имеет филиалы, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет. Правы ли мы, считая, что вышеуказанные филиалы в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 155-ФЗ в Закон РФ "О введении в действие части первой НК РФ", выполняют обязанности организации - налогоплательщика, т.е. уплачивают налоги в порядке, предусмотренном для филиалов и представительств организации, не имеющих баланса и р/с?

Необходимо ли делать пересчет начисленных с 01.01.1999 налогов исходя из порядка уплаты налогов, предусмотренного для организации по месту нахождения представительств и филиалов, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 декабря 1999 г. N 04-02-05/4

 

В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Предусмотренные в п.4 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила в отношении филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками, регулируют порядок уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г., предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до вступления в силу его части второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, согласно ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ. Аналогичное правило не распространяется на ч.2 ст.19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.

Российскими организациями для целей налогообложения с 1 января 1999 г. признаны юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.2 ст.11 Кодекса).

В связи со вступлением в силу части первой Кодекса возникла неопределенность в отношении порядка уплаты налогов и сборов организациями по месту осуществления своей деятельности посредством создания филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по нашему мнению, и после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ.

Порядок исчисления налога и порядок уплаты налога в силу п.1 ст.17 Кодекса являются обязательными элементами налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога. Последнее закреплено и в п.6 ст.3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в силу закона (п.7 ст.3 Кодекса) толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно п.2 ст.5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Полагаем, что такие акты должны применяться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, с учетом определенного для участников налоговых правоотношений подготовительного периода в целях ознакомления с указанными актами и подготовкой для их исполнения, что, по существу, предусмотрено в п.1 вышеназванной статьи.

Отказ с 1 января 1999 г. от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13 августа 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальных образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности, в т.ч. посредством создания обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, а также в целях недопущения выпадающих налоговых доходов бюджетов в ходе их исполнения полагаем, что в текущем году перерасчеты по налогам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ проводить не надо.

Порядок уплаты местных налогов регулируется представительными органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами. При осуществлении организацией деятельности на территории различных муниципальных образований у организации возникает обязанность по уплате соответствующих местных налогов, применяемых в установленном порядке.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (п.1 ст.26 Кодекса), полагаем, что может быть представлена в налоговый орган по месту нахождения филиала налоговая декларация, подписанная руководителем этого филиала, если соответствующие полномочия переданы создавшим его юридическим лицом и документально подтверждены.

 

09.12.1999 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024