Проблемная ситуация: ОАО имеет филиалы, которые имеют
отдельный баланс и расчетный счет. Правы ли мы, считая, что вышеуказанные
филиалы в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 155-ФЗ в Закон РФ
"О введении в действие части первой НК РФ", выполняют обязанности
организации - налогоплательщика, т.е. уплачивают налоги в порядке,
предусмотренном для филиалов и представительств организации, не имеющих баланса
и р/с?
Необходимо ли делать пересчет начисленных
с 01.01.1999 налогов исходя из порядка уплаты налогов, предусмотренного для
организации по месту нахождения представительств и филиалов, не имеющих
отдельного баланса и расчетного счета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 1999 г. N 04-02-05/4
В связи с Вашим запросом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Предусмотренные в
п.4 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила в отношении
филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999
г. самостоятельными налогоплательщиками, регулируют порядок уплаты федеральных,
региональных и местных налогов и сборов.
В ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской
Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г., предусмотрено, что
налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать
налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до вступления в силу его части
второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на отдельные законы о налогах,
устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, согласно ст.5 Федерального
закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ. Аналогичное правило не распространяется на
ч.2 ст.19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных
подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.
Российскими организациями для целей
налогообложения с 1 января 1999 г. признаны юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.2 ст.11
Кодекса).
В связи со
вступлением в силу части первой Кодекса возникла неопределенность в отношении
порядка уплаты налогов и сборов организациями по месту осуществления своей
деятельности посредством создания филиалов, представительств и иных
обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс и (или)
расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по нашему мнению, и после
вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ.
Порядок исчисления налога и порядок
уплаты налога в силу п.1 ст.17 Кодекса являются обязательными элементами
налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога.
Последнее закреплено и в п.6 ст.3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно
которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком
порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законодательства о налогах и сборах в силу закона (п.7 ст.3 Кодекса)
толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно п.2 ст.5 Кодекса акты
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или)
сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Полагаем,
что такие акты должны применяться не ранее 1 января года, следующего за годом
их принятия, с учетом определенного для участников налоговых правоотношений
подготовительного периода в целях ознакомления с указанными актами и
подготовкой для их исполнения, что, по существу, предусмотрено в п.1
вышеназванной статьи.
Отказ с 1 января
1999 г. от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских
организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13
августа 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ
на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по
месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и
представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальных
образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для
обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное
регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями
федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности,
в т.ч. посредством создания обособленных
подразделений.
Учитывая изложенное, а также в целях
недопущения выпадающих налоговых доходов бюджетов в ходе их исполнения
полагаем, что в текущем году перерасчеты по налогам в связи со вступлением в
силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ проводить не надо.
Порядок уплаты местных налогов
регулируется представительными органами местного самоуправления, если иное не
установлено федеральными законами. При осуществлении организацией деятельности
на территории различных муниципальных образований у организации возникает
обязанность по уплате соответствующих местных налогов, применяемых в
установленном порядке.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 Кодекса
налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в
установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах. Поскольку налогоплательщик может участвовать в
отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного
или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (п.1
ст.26 Кодекса), полагаем, что может быть представлена в налоговый орган по
месту нахождения филиала налоговая декларация, подписанная руководителем этого
филиала, если соответствующие полномочия переданы создавшим его юридическим
лицом и документально подтверждены.
09.12.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ