Проблемная ситуация: В целях изучения рынка банковских
услуг в регионе банк принял решение открыть представительство, не имеющее
отдельного баланса. В соответствии со ст.22 Федерального закона "О банках
и банковской деятельности" представительство не имеет права осуществлять
банковские операции.
Просим предоставить разъяснения по
порядку уплаты банком, имеющим представительство, налогов и сборов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 1999 г. N 04-02-05/3
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо банка и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии со ст.22 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности" представительством
кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне
места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и
осуществляющее их защиту.
Согласно Инструкции Банка России от
23.07.1998 N 75-И "О порядке применения федеральных законов,
регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования
банковской деятельности" кредитная организация может открывать
обособленное подразделение (представительство и филиал), сведения о котором
должны содержаться в ее уставе.
Представительство кредитной организации
не имеет права осуществлять банковские операции.
Представительство кредитной организации
создается по решению органа управления кредитной организации, которому это
право предоставлено в соответствии с ее уставом. Для осуществления своей
деятельности представительству открывается текущий счет.
Предусмотренные в
п.4 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила регулируют порядок
уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов в отношении
филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999
г. самостоятельными налогоплательщиками, то есть имеющими отдельный баланс и (или)
расчетный (текущий) счет.
Этот Федеральный закон не внес изменений
в порядок уплаты налогов и сборов для филиалов и представительств, не
признававшихся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г.
Указанные правила в отношении порядка
уплаты налогов и сборов юридическим лицом по месту нахождения филиалов и
представительств этого юридического лица, имеющих отдельный баланс и расчетный
(текущий) счет, по нашему мнению, следует применять с 1 января 2000 г.
В ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), вступившего в силу с 1 января 1999 г.,
предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается
обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до
вступления в силу его части второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на
отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов,
согласно ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ.
Аналогичное правило не распространяется
на ч.2 ст.19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных
подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.
Российскими организациями для целей
налогообложения с 1 января 1999 г. признаны юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.2 ст.11
Кодекса).
В связи с
вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации
возникла неопределенность в отношении уплаты налогов и сборов организациями по
месту осуществления своей деятельности посредством создания филиалов,
представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих
отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по
нашему мнению, и после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ.
Порядок исчисления налога и порядок
уплаты налога в силу п.1 ст.17 Кодекса являются обязательными элементами
налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога.
Последнее закреплено и в п.6 ст.3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно
которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.
Отказ с 1 января
1999 г. от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских
организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13
августа 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ
на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по
месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и
представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для
обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное
регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями
федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности,
в том числе посредством создания обособленных подразделений.
Учитывая изложенное, полагаем, что
кредитная организация исходя из норм Федерального закона от
09.07.1999 N 154-ФЗ должна уплачивать налоги и сборы по месту нахождения
представительства, не имеющего отдельного баланса и расчетного (текущего)
счета, в порядке, предусмотренном законодательством о конкретных налогах и
сборах.
14.12.1999 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН