Проблемная ситуация: Законодательная практика в
области льготного налогообложения работ по объектам культурного наследия за
последние десять лет подвергалась изменениям и дополнениям
как на республиканском, так и на местном уровне. В итоге льготами по НДС имеют
право пользоваться только государственные органы охраны памятников.
В настоящее время в нашем городе
подрядные организации, выполнявшие научные, проектные и реставрационные работы
по объектам, состоящим под государственной охраной и на государственном учете,
вынуждены платить НДС со штрафными санкциями, пени за работы, выполненные за
последние семь лет.
Мы считаем, что для нормального
функционирования организаций, связанных с делом охраны культурного наследия,
необходимо:
- законодательно оформить льготы по
налогообложению в области охраны и реставрации недвижимых памятников истории и
культуры с полным перечнем всех видов работ, связанных с их изучением,
восстановлением и содержанием. Причем налоговые льготы должны распространяться
на работы по недвижимым памятникам независимо от источников финансирования;
- решить вопрос о льготном
налогообложении для предприятий, выполняющих научно - исследовательские,
проектные и реставрационно - восстановительные работы по зданиям - памятникам.
Мы считаем, что самым рациональным в
области льготного налогообложения было разъяснение ГНС РФ N ВЗ-6-05/251 и
Минфина РФ N 70 от 07.08.1992.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 1999 г. N 04-03-01
Минфин России по вопросу применения
льготы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг)
по реставрации и охране памятников истории и культуры сообщает следующее.
Согласно пп."я.1"
п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от налога на
добавленную стоимость освобождаются работы и услуги по реставрации и охране
памятников истории и культуры, охраняемых государством. Данная льгота действует
с момента вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996 N 25-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" (а не семь лет, как указано в Вашем письме). При
этом ограничений по формам собственности, ведомственной принадлежности и
источникам финансирования налогоплательщиков, применяющих льготный режим
налогообложения, Законом не установлено.
В соответствии со ст.ст.1 и 16 Закона
РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и
культуры" (с изменениями и дополнениями) все памятники истории и культуры,
находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат государственному
учету. Поэтому вышеуказанная льгота по налогу на добавленную стоимость
распространяется на работы по реставрации объектов, которым присвоен статус
памятника истории и культуры. Статьей 31 Закона установлено,
что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома
специально уполномоченных государственных органов охраны памятников в
Российской Федерации и под их контролем. Поэтому работы по реставрации памятников
истории и культуры, охраняемых государством, не облагаются налогом на
добавленную стоимость при наличии у организаций,
осуществляющих такие работы, документов (соответствующих лицензий),
удостоверяющих факт осуществления реставрационных работ.
На основании ст.9 Закона РСФСР от
15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры"
Министерство культуры России Приказом от 02.07.1998 N 365 утвердило Примерный
перечень работ на памятниках истории и культуры.
Необходимо отметить, что в указанный
Перечень включены не только работы и услуги по реставрации и охране памятников,
но и работы (услуги) по консервации, ремонту, проектированию, производству
материалов для осуществления реставрационных и консервационных работ, научно -
исследовательские изыскания, подготовка и переподготовка кадров и другие. Таким
образом, ряд работ, перечисленных в указанном Перечне, не являются
непосредственно реставрационными и, следовательно, освобождать такие работы
(услуги) от налога на добавленную стоимость оснований не имеется.
Согласно пп."м" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от
06.12.1991 N 1992-1 научно - исследовательские работы этим налогом не
облагаются. Поэтому специальной льготы по научно - исследовательским работам,
выполняемым для реставрации памятников истории и культуры, не требуется.
Что касается
налоговых льгот по всем видам работ (услуг) в области культурного наследия, в
том числе и объектов, связанных с реставрацией памятников истории и культуры
(проектно - изыскательские, ремонтные работы и другие), то согласно
законодательству по налогам и сборам вопросы предоставления налоговых льгот
могут быть решены только на уровне законодательных органов власти путем
внесения изменений и дополнений в конкретные законодательные акты.
Одновременно сообщается, что в Письме ГНС
России и Минфина России от 07.08.1992 N ВЗ-6-05/251, 70, которое Вы упоминаете,
приводится перечень организаций культуры и искусства для целей применения
льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг такими организациями.
В связи с этим при решении вопросов о порядке льготирования работ по
реставрации памятников истории и культуры данное Письмо применяться не должно,
поскольку, как указано выше, такая льгота действует
начиная с 1996 г. Кроме того, в связи со вступлением в действие Инструкции
Госналогслужбы от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" указанное Письмо утратило силу.
16.12.1999 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН