Проблемная ситуация: Может ли государственное
предприятие - амбулаторно-поликлиническое учреждение, финансируемое из
федерального бюджета и получающее доходы от договоров на медобслуживание, за
которым на праве хозяйственного ведения закреплены используемые площади, воспользоваться
льготой по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной
сферы, исключив из суммы налога расходы по эксплуатации этих площадей?
Может ли другая организация принять
участие в финансировании предприятия как объекта социально - культурной сферы в
порядке долевого участия?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 1999 г. N 04-05-17/36
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) решением
районных и городских представительных органов власти на подведомственной им
территории может вводиться налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема
реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей
территории.
При исчислении
данного налога из суммы исчисленного налога исключаются расходы предприятий и
организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными
представительными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и
организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
Указанным Законом определены лишь
основные требования при введении налога, детальное определение
налогоплательщиков и объектов налогообложения, конкретные размеры ставок,
льготы отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты
относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем следует отметить, что
финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может
осуществляться как при условии наличия у организации права общей (совместной,
долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном
использовании сторонами жилищного фонда и объектов социально - культурной
сферы.
При этом такой договор должен определять
долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально - культурной
сферы, финансируемую каждой из сторон.
Кроме того, следует
учитывать, что безвозмездное перечисление денежных и иных средств одним
юридическим лицом другому юридическому лицу в качестве финансовой помощи является
одной из форм его добровольного участия (спонсорские взносы, благотворительные
пожертвования и т.п.) в деятельности этой организации и не может
рассматриваться в качестве расходов на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы.
Необходимо иметь в виду, что исключению
из суммы исчисленного налога подлежат только эксплуатационные расходы по
содержанию жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы,
определенные договором.
При этом следует учесть, что расходы,
относящиеся к коммунальным услугам, не относятся к затратам на содержание
находящихся на балансе предприятия объектов жилого фонда, и указанная выше
льгота не может быть распространена на такие расходы.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
21.12.1999