Проблемная ситуация: Постановлением Правительства РФ
от 15.08.1997 N 1036 утверждены Правила оказания услуг общепита, в соответствии
с которыми деятельность предприятия общепита рассматривается как оказание
потребителю услуг общепита по возмездному договору.
В соответствии со ст.779 ГК РФ по
договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика
оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную
деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что налогооблагаемая база по налогу на
пользователей автодорог у предприятий общепита определяется как выручка от
реализации услуг общепита. При этом стоимость приобретаемого сырья и
материалов, используемых при оказании услуг общепита, не включается в выручку
от реализации услуг применительно к налогу на пользователей автодорог.
В соответствии со ст.773 ГК РФ, если
работа по договору бытового подряда выполняется из материала подрядчика,
материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части.
Из этого следует, что оплата материалов не включается в стоимость услуг, а
оплачивается заказчиком отдельно при заключении договора.
Кроме того, выручку от реализации услуг
общественного питания следует понимать как выручку от реализации собственных
услуг. Определение объекта налогообложения как выручки от реализации продукции
в данном случае неправомерно.
Поэтому Инструкция N 30 от 15.05.1995
нуждается во внесении дополнения в п.21 по налогооблагаемой базе предприятий
общепита следующего содержания: предприятия общепита уплачивают налог от
выручки, полученной от реализации собственных услуг. При этом стоимость
приобретаемого сырья и материалов, используемых при оказании услуг общепита, не
включается в выручку от реализации услуг. Верна ли наша позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 1999 г. N 04-05-11/111
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно Закону Российской Федерации от
18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) объектом
налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является
выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы
между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате
заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой
деятельности.
При этом п.24 Инструкции Госналогслужбы
России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется
на основании бухгалтерского учета и отчетности.
В бухгалтерском учете показатель выручки
от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46
"Реализация продукции (работ, услуг)", приводится по строке 010 формы
N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
В соответствии с действующими в настоящее
время документами (ОКОНХ, ОКДП и т.п.) для организаций оказание услуг
общественного питания является самостоятельным видом деятельности. Так, согласно
ОКДП (код 5520209) деятельность организаций общественного питания относится к
"Услугам, связанным с производством продукции общественного питания,
прочие".
Учитывая, что вышеназванный Закон
Российской Федерации установил в качестве объекта налогообложения по данному
налогу сумму разницы между продажной и покупной ценами товара лишь для
заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых
организаций, она не распространяется на организации общественного питания.
Кроме того, является необоснованной ссылка
на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.733 и 779), поскольку
согласно ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского
законодательства не распространяются на нормы налогового законодательства, если
иное не предусмотрено законодательством.
22.12.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА