Проблемная ситуация: Выставочные фирмы оказывают
рекламные услуги и, соответственно, несут большие издержки не столько с целью
рекламы собственных услуг как организаторов выставочных мероприятий, сколько
для рекламирования и предоставления информации об участниках выставок и
ярмарок. В своей деятельности они используют различные формы привлечения
внимания потребителей производимых рекламируемыми организациями товаров, работ
и услуг. В частности, устраивают приемы, презентации и фуршеты для обеспечения
деловых связей участников выставки и крупных потребителей
производимых ими товаров, работ и услуг.
Считаем целесообразным, экономически
обоснованным и справедливым для предприятий, осуществляющих выставочную
деятельность, увеличить нормы представительских расходов и расходов на рекламу,
принимаемых при налогообложении прибыли.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 января 2000 г. N 04-02-05/1
Департаментом налоговой политики
совместно с Департаментом методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского
учета для целей налогообложения Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам рассмотрено Ваше письмо и сообщается следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой
является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Учитывая изложенное, выставочным фирмам,
оказывающим рекламные услуги в пользу другого предприятия согласно договору,
следует делать различие между рекламой, направленной на достижение целей и
интересов заказчика, и рекламой, направленной на привлечение внимания возможных
клиентов к деятельности выставочного центра, т.е. рекламой собственной
деятельности.
При определении
общей величины фактических расходов на рекламу, которые не должны превышать
предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным в Письме Минфина
России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы,
расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе
с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на
себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения" (с учетом изменений и дополнений), выставочные фирмы
должны учитывать расходы, связанные с рекламой собственной деятельности.
Что касается
представительских расходов, то согласно разъяснениям Госналогслужбы России,
согласованным с Минфином России (Письмо от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@
"Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения
прибыли"), для целей налогообложения к представительским расходам
относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других
организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в
месте расположения организации, осуществляющей их прием, с целью установления и
поддержания взаимного сотрудничества.
В связи с этим расходы выставочных фирм
на проведение приемов, презентаций и фуршетов для обеспечения деловых связей
участников выставки и крупных потребителей
производимых ими товаров, работ и услуг не могут рассматриваться как
представительские расходы.
Одновременно сообщается, что в настоящее
время рассматривается вопрос об увеличении для целей налогообложения норм
расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
10.01.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА