Текст письма опубликован
"Вестник Ассоциации российских банков",
2000, N 5
Проблемная ситуация: 1. Возможно ли отнесение на
себестоимость расходов кредитных организаций по выполнению работ, связанных с
"проблемой 2000"?
2. Предлагаем применять для целей
налогообложения прибыли при решении кредитными организациями "проблемы
2000" положений п.5 Указа Президента РФ от 08.05.1996 N 685 в части
расчета амортизационных отчислений для компьютерной техники, информационных
систем и систем обработки данных в размере 25%.
Ассоциация российских банков
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2000 г. N 16-00-19-01
Министерством финансов Российской
Федерации рассмотрено Ваше письмо по вопросам, возникшим в связи с выполнением
работ по "проблеме 2000", и сообщается следующее.
Положением по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (определяет порядок
организации и ведения бухгалтерского учета юридическими лицами за исключением
кредитных организаций), установлен, в частности, порядок погашения стоимости
объектов основных средств путем начисления амортизации в течение срока их
полезного использования, по объектам нематериальных активов - путем начисления
амортизации в течение установленного срока их
полезного использования. При этом следует отметить, что указанным Положением не
предусматривается изменение срока полезного использования находящихся в
эксплуатации и вновь принятых к бухгалтерскому учету после 01.01.1999 объектов
основных средств и нематериальных активов.
Механизм применения ускоренной
амортизации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.08.1994 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и
переоценке основных фондов".
В соответствии с вышеприведенным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 967 в целях
создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и
внедрения эффективных машин и оборудования предоставлено право организациям применять механизм ускоренной амортизации активной части
производственных основных средств.
При этом перечень эффективных видов машин
и оборудования, по которым может применяться механизм ускоренной амортизации,
устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Вышеуказанным Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
определен порядок отнесения на финансовые результаты у коммерческой организации
результатов, связанных с выбытием имущества (основных средств и т.п.).
Кредитные
организации, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, могут
уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы затрат, связанных с "проблемой
2000", если названные затраты носят текущий (некапитальный) характер и
входят в состав расходов, включаемых в себестоимость банковских услуг, в
соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490.
Расходы кредитных организаций по
"проблеме 2000", осуществляемые за счет капитальных вложений, в
соответствии с действующим налоговым законодательством не уменьшают
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не относятся на себестоимость
банковских услуг, а осуществляются кредитными организациями за счет собственных
средств и списываются на затраты через износ.
Предложение
Ассоциации российских банков о применении кредитными организациями для целей
налогообложения прибыли положений п.5 Указа Президента Российской Федерации от
08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" в части
введения нового порядка расчета амортизационных отчислений для компьютерной
техники, информационных систем и систем обработки данных, то есть отнесения
указанных основных средств во вторую категорию,
годовые нормы амортизации для которой предлагалось установить в размере 25%, не
может быть реализовано по следующим причинам:
- предусмотренные в п.5 Указа нормы
амортизации недостаточно дифференцированы по группам основных средств -
предполагается выделение лишь трех основных категорий, что явно недостаточно;
- предлагаемое увеличение норм
амортизации в 2 - 2,5 раза привело бы к значительному снижению налогооблагаемой
прибыли и, как следствие, к значительным потерям бюджета. Ежегодными
федеральными законами "О федеральном бюджете" потери доходов от
изменения амортизационной политики не предусматривались;
- для реализации п.5 названного Указа не
был разработан порядок его применения.
Все эти вместе взятые факторы сделали
практически невозможной реализацию на практике положений п.5 Указа.
Кроме того, в настоящее время
Министерством финансов Российской Федерации перерабатывается проект второй
части Налогового кодекса Российской федерации, в котором основные принципы
формирования налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль существенно
отличаются от положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N
685.
Учитывая это,
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство
юстиции Российской Федерации и Российское статистическое агентство обратились в
Правительство Российской Федерации с проектом указа Президента Российской
Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от
08.05.1996 N 685", которым фактически предлагается отменить действие
п.п.3, 5, 7 и 10 Указа.
Учитывая изложенное, предложение
Ассоциации российских банков о применении для целей налогообложения прибыли при
решении кредитными организациями "проблемы 2000" механизма ускоренной
амортизации, предусмотренного п.5 Указа Президента РФ от 08.05.1996 N 685, не
может быть поддержано.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
25.01.2000