Проблемная ситуация: Согласно п.2 ст.101 Налогового
кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой
проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит
соответствующее решение (постановление). В течение
какого срока со дня рассмотрения материалов проверки такое решение должно быть
им вынесено, если учесть те изменения, которые коснулись ст.101 НК РФ в связи с
принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ? И, соответственно,
действует ли в этой части п.4.1 Инструкции N 52 от 31.03.1999 "О порядке
составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам
рассмотрения ее материалов", согласно которому такой срок равен десяти
дням?
В п.1 ст.115 НК РФ указано, что налоговые
органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее
шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления
соответствующего акта. Что следует понимать под "соответствующим
актом": идет ли речь об акте налогового органа, не носящем нормативно -
правовой характер, например решении (постановлении) руководителя налогового
органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения, либо имеется в виду, например, акт
выездной налоговой проверки?
На каких, кроме
указанных в гл.20 НК РФ, основаниях вышестоящее должностное лицо налогового
органа, проводившего выездную налоговую проверку, может повторно рассмотреть
материалы проверки и вынести новое решение?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2000 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
По вопросу, касающемуся срока принятия
решения руководителем налогового органа после рассмотрения материалов проверки
налоговым органом, сообщаем следующее.
В соответствии со ст.101 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации материалы проверки рассматриваются
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае
представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту
налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных
лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их
представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый
орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик,
несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные
налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы,
рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов
проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит
решение, однако вышеназванной статьей, а также другими статьями Кодекса срок
вынесения решения не установлен.
Что касается действия Инструкции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 52 от 31 марта 1999 г.,
и в частности п.4.1, то сообщаем, что эта Инструкция не приведена в
соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ и, следовательно, она
действует в части, не противоречащей Кодексу.
Далее, по вопросу, что следует понимать
под понятием "соответствующий акт", упомянутым в п.1 ст.115 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации, по нашему мнению,
подразумевается решение руководителя налогового органа (заместителя) о
привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового
правонарушения (ст.104 Кодекса).
Что касается
вопроса проведения повторной проверки, кроме проверок, указанных в гл.20 НК РФ,
то согласно ст.89 Кодекса повторная выездная проверка может проводиться в связи
с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, а также
вышестоящим органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,
проводившего проверку, независимо от времени проведения предыдущей проверки.
11.02.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ