Проблемная ситуация: При подготовке к сдаче годового
отчета за 1999 г. предприятие столкнулось со следующей проблемой. Предприятие
определяет выручку для целей налогообложения по мере оплаты. Поэтому, исходя из
экономической целесообразности и руководствуясь Постановлением Конституционного
Суда РФ от 28.10.1999 N 14-П, решило во избежание финансовых затруднений не
включать суммы присужденных, но не полученных пеней в налогооблагаемую базу.
Правомерно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Федеральный закон
от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" не изменил действующий
порядок включения в состав внереализационных доходов (расходов) сумм,
полученных и уплаченных в виде санкций и в возмещение убытков от нарушения
условий хозяйственных договоров, а только уточнил редакцию Закона, предусмотрев
принятие федерального закона, устанавливающего перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Впредь до
принятия названного федерального закона следует руководствоваться действующим
для этих случаев порядком, т.е. Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5
августа 1992 г. N 552.
В соответствии с
п.76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н,
штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения
суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой
организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой
организации либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации и до их получения или уплаты отражаются в
бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям
дебиторов и кредиторов.
В соответствии с п.п.14 и 15 указанного
Положения в состав внереализационных доходов (расходов) включаются присужденные
или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за
нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы (расходы) от
возмещения причиненных убытков. Этим нормативным правовым актом и должна
руководствоваться организация при включении указанных затрат в состав
внереализационных доходов (расходов).
Согласно Письму МНС
РФ от 24.12.1999 N ВГ-6-02/1049 "О Постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П" налоговым органам при
определении налоговой базы по налогу на прибыль у организаций, кроме банков,
для начисления налога на прибыль следует руководствоваться действующими нормами
налогового законодательства, в том числе п.п.14 и 15 Положения о составе затрат
по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.08.1992 N 552.
Что касается Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П, то оно
распространяется только на кредитные организации.
28.02.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ