Проблемная ситуация: Согласно ст.13 Закона РФ N 1738-1
"О плате за землю" органы законодательной власти РФ имеют право
устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы
земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Статья
14 вышеназванного Закона гласит, что органы местного самоуправления имеют право
устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на
определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для
отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении
соответствующего органа местного самоуправления.
Не противоречат ли указанные нормы Закона
РФ Налоговому кодексу РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 февраля 2000 г. N 04-05-10/7
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос о компетенции органов законодательной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в предоставлении льгот
по земельному налогу сообщает следующее.
Земельный налог, установленный Законом
Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за
землю" и обязательный к уплате на всей территории Российской Федерации,
отнесен к местным налогам.
Статьей 13 указанного Закона органам
законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
предоставлено право устанавливать дополнительные
льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в
распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем
необходимо учитывать, что согласно ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г.
N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты,
действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов,
утративших силу, определенный ст.2 Закона, действуют в части, не противоречащей
части первой Кодекса.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации определена компетенция по установлению
федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов Российской Федерации и
местных налогов и сборов.
Так, законодательным органам субъектов
Российской Федерации предоставлено право устанавливать,
изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации.
При установлении налога определяются все
необходимые элементы налогообложения, предусмотренные ст.17 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком могут также предусматриваться в необходимых
случаях при установлении налога.
Учитывая местный характер земельного
налога и исходя из изложенного, полагаем, что ст.13 Закона Российской Федерации
"О плате за землю" с 1 января 1999 г. применяться не должна.
Что касается ст.14
вышеназванного Закона, предоставляющей право органам местного самоуправления
устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на
определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для
отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении
соответствующего органа местного самоуправления, то она, по нашему мнению, не
может применяться, поскольку противоречит п.1 ст.56 Налогового кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которым
установление льгот не может носить индивидуального характера.
Одновременно с этим сообщаем, что
признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу и не
подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.
29.02.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА