Проблемная ситуация: Постановлением
Правительства РФ от 13.01.1996 N 26 была утверждена Государственная программа
по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем военнослужащих, граждан, уволенных в
запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей
и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой
сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов.
По завершении действия Постановления
начиная с 1998 г. по настоящее время органы власти субъектов РФ продолжают
требовать от заказчиков капстроительства Минобороны России предоставление
денежных средств до 40% стоимости от годовой программы строительства жилья на
развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы. Правомерно ли
это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 2000 г. N 04-05-17/4
Минфин России рассмотрел Ваше обращение и
сообщает следующее.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 26 была утверждена
Государственная целевая программа по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем
военнослужащих, граждан, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов
внутренних дел, а также членов их семей и определены затраты на развитие
коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы в размере 20% от суммы
общих затрат на строительство жилых домов.
Срок действия указанной Программы истек,
а других нормативных документов, регламентирующих размер затрат в виде процента
от общей суммы затрат на строительство жилых домов на федеральном уровне, не
имеется.
В соответствии с
п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не
может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы
и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или
сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином
порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
При этом согласно ст.1 Федерального
закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса введена в
действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным
Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2
указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие
ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи
в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.
В данном случае
необходимо учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации принял
Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия
Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие
принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и
дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной власти всех
уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и
сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов,
которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению
дополнительных налогов и налоговых платежей.
Конституционный Суд в своем Определении
от 05.02.1998 N 22-О указал на то, что Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П в полной мере распространяется
на порядок установления местных налогов.
Учитывая
изложенное, по мнению Минфина России, решения субъектов Российской Федерации о
введении на подведомственной им территории дополнительных отчислений с
организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов
инфраструктуры от общей стоимости зданий и сооружений и возложение на
организации обязанности по уплате таких отчислений, обладающих характеристиками
сбора, не предусмотренного ст.ст.19-21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации о
налогах и сборах.
17.03.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ