Проблемная ситуация: По нашему мнению, анализ
деятельности таможенного брокера свидетельствует о том, что он не совершает каких бы то ни было сделок. Таможенный брокер
оказывает услуги по таможенному оформлению в отличие от обычного посредника,
который заключает сделки по поручению клиента. Учитывая изложенное,
просим разъяснить, должна ли деятельность таможенного брокера рассматриваться
как посредническая в целях применения налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2000 г. N 04-02-05/2
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии со ст.153 Гражданского
кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических
лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и
обязанностей, иными словами, сделкой является действие, выражающее волю
субъекта (субъектов), направленную на достижение определенного правового
результата путем волеизъявления.
Двух- и многосторонние сделки называются
договорами.
Согласно ст.779 Гражданского кодекса
Российской Федерации таможенный брокер заключает гражданско - правовой договор:
либо договор возмездного оказания услуг, либо договор комиссии (агентирования,
поручения) с представляемым лицом (комитентом, поручителем, принципалом) на
оказание определенного вида услуг по таможенному оформлению имущества.
Согласно ст.157
(гл.24) Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1 (с
учетом последующих изменений и дополнений) таможенным брокером (посредником)
может быть созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации
предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию
Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление
деятельности в качестве таможенного брокера.
Таможенный брокер осуществляет свою
деятельность в соответствии с настоящим Кодексом и Положением, утвержденным
Правительством Российской Федерации N 873.
В соответствии с Положением о таможенном
брокере, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.07.1996 N 873, деятельность таможенного брокера заключается в совершении от
собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных
средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела
за счет и по поручению представляемого лица.
В соответствии с п.1.4 Порядка
лицензирования и контроля за деятельностью таможенного
брокера со стороны таможенных органов, утвержденного Приказом ГТК России от
15.06.1998 N 392, таможенный брокер осуществляет деятельность в сфере
таможенного дела от собственного имени за счет и по поручению представляемого
лица.
Таким образом, деятельность таможенного
брокера квалифицируется Таможенным кодексом РФ и нормативным правовым актом
Правительства Российской Федерации как посредническая деятельность.
Инструкцией Госналогслужбы России от
10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль" к посредническим операциям и сделкам относится деятельность
предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре
комиссии или поручения. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (в
частности, ст.1011) к отношениям, вытекающим из агентского договора,
соответственно применяются правила, предусмотренные договорами комиссии и
поручения, т.е. агентский договор соединяет в себе
основные черты договоров комиссии и поручения.
Учитывая изложенное,
деятельность таможенного брокера, по нашему мнению, должна рассматриваться для
целей налогообложения как посредническая деятельность и облагаться налогом на
прибыль по ставке 43 процента (с 1 апреля 1999 г. - 38 процентов согласно
нормам Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ).
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.03.2000