Проблемная ситуация: Согласно п.2 ст.4 Закона РФ от
29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" конкретные ставки
единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности устанавливаются
решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правомерно ли введение в законодательные
акты субъектов Российской Федерации, касающиеся налогообложения малого
предпринимательства, нормы о взимании стоимости патента по каждому объекту, где
осуществляется определенный вид деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2000 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу налогообложения, субъектов малого предпринимательства и
сообщает следующее.
Федеральным законом от 29 декабря 1995 г.
N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" определены правовые основы введения
и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства.
При этом в соответствии с указанным
Законом право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной
системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям на
добровольной основе.
Законом установлено, что официальным
документом, удостоверяющим право применения субъектами малого
предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами
по месту постановки организаций на налоговый учет. При этом годовая стоимость
патента для организаций, подпадающих под действие данного Закона,
устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной
власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
Объектом обложения единым налогом
организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал),
или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта
налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
В случаях, когда объектом налогообложения
организаций является совокупный доход, устанавливаются следующие ставки единого
налога: в федеральный бюджет в размере 10 процентов (от совокупного дохода); в
бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не
более 20 процентов (от совокупного дохода). Если объектом налогообложения для организаций
является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога: в
федеральный бюджет - в размере 3, 33 процента (от суммы валовой выручки); в
бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67
процента (от суммы валовой выручки).
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе
устанавливать для организаций в зависимости от вида
осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого налога на
основе показателей по типичным организациям - представителям. При этом
суммы единого налога, подлежащие уплате организациями, не могут быть ниже
определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех
уровней должен соответствовать нормам, установленным Федеральным законом. Такой
порядок может быть применим к таким видам
деятельности, которые сложно проконтролировать и при которых достаточно велик
неучтенный наличный оборот (в частности, сфера обслуживания). В этих условиях
целесообразно устанавливать расчетные ставки в стоимостном выражении на ту или
иную физическую единицу (например, для парикмахерских - на одно обслуживающее
место; для платных автостоянок - в расчете на количество машино-мест
и т.п.)
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
05.04.2000