Проблемная ситуация: Российское предприятие оказывает
транспортно - экспедиционные услуги как резидентам,
так и нерезидентам РФ. Одним из таких нерезидентов является казахстанская
компания, грузы которой поступают в адрес предприятия в целях дальнейшей
отгрузки морским путем через российский порт в страны
дальнего зарубежья. При этом в соответствии с условиями контракта с
казахстанской компанией предприятие оказывает компании только транспортно -
экспедиционные услуги (по разгрузке грузов, их хранению, перевозке в порт и
др.). Все перечисленные услуги оказываются на территории РФ, никакой
деятельностью на территории Казахстана предприятие не занимается. Является ли
правомерным удержание у источника выплаты в Республике Казахстан подоходного
налога с доходов российского предприятия, полученных в связи с рассматриваемой
деятельностью?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2000 г. N 04-06-05
Департамент налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос, сообщает
следующее.
В соответствии с
положениями ст.3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал услуги по разгрузке,
перевозке, хранению экспортных грузов и иные транспортно - экспедиционные
услуги, оказываемые предприятием резиденту Республики Казахстан на основании
контракта, не могут рассматриваться как составляющие часть международной
перевозки по нижеприведенным причинам. Положения
ст.3 Конвенции предусматривают исключение, в соответствии с которым перевозка
не может рассматриваться в качестве международной, если она осуществляется
"исключительно между пунктами в другом договаривающемся государстве".
В данном случае сама перевозка, а также оказание сопутствующих транспортно -
экспедиционных услуг (в соответствии с договором, заключенным между
предприятием и компанией Республики Казахстан) производятся исключительно между
пунктами, находящимися на территории Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным
налогообложение доходов, получаемых предприятием, регулируется положениями ст.7
Конвенции, в соответствии с которыми "прибыль предприятия
договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве,
если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло
предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через
расположенное там постоянное учреждение".
Деятельность предприятия должно
рассматривать как проводимую исключительно на территории РФ, что предполагает
отсутствие постоянного представительства на территории Республики Казахстан в
понимании ст.5 Конвенции и, следовательно, доход, получаемый предприятием в
связи с рассматриваемой деятельностью, не подлежит никакому налогообложению в
Казахстане (ст.7, п.2 ст.23 Конвенции).
При этом доводим до
Вашего сведения, что непосредственно сама процедура освобождения от уплаты
подоходного налога (оно не происходит автоматически на основании положений
Конвенции) будет определяться в соответствии с внутренним правом страны,
освобождающей лицо от уплаты налога, то есть в данном случае будет применяться
внутреннее налоговое законодательство Республики Казахстан, в соответствии с
которым освобождение осуществляется посредством представления в налоговые
органы Республики Казахстан
заявления на возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты в
Республике Казахстан, с дохода иностранного юридического лица, осуществляющего
деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения.
В то же время считаем, что только факт
выплаты дохода казахстанской фирмой за услуги, оказываемые за рубежом, сам по
себе не дает оснований считать такой доход доходом из источников в Казахстане.
По нашему мнению, указанную операцию следует рассматривать как внешнеторговую
сделку без возникновения налоговых обязательств российской фирмы в Казахстане.
18.04.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ