Проблемная ситуация: На территории области действует
закон 1997 г., который предусматривает предоставление льготы по налогу на
прибыль предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность. Не подлежит
налогообложению прибыль, полученная в результате реализации продукции,
произведенной на вновь созданных мощностях в ходе реализации инвестиционного
проекта в части, подлежащей зачислению в областной бюджет. Как в настоящее
время применяются налоговые льготы по такому закону?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2000 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики
на Ваше письмо по вопросу применения налоговых льгот, введенных
законодательными актами субъектов Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги
и сборы устанавливаются Кодексом (до введения в действие части второй Кодекса
федеральные налоги устанавливаются федеральными законами о конкретных налогах,
действующими в части, не противоречащей части первой Кодекса). Согласно п.6
указанной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения.
В необходимых случаях при установлении
налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п.2 ст.17
Кодекса).
Пунктом 2 ст.12 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрено соответствующее п.5 ст.3 указанного Кодекса
правило о признании налогов и сборов, устанавливаемых Кодексом, федеральными и обязательными к уплате на всей территории
Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" предусмотрено, что ст.ст.12, 13, 14 и 15 части первой Кодекса
вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса.
Кроме того, в п.п.2 и 3 ст.12 Кодекса конкретизированы правила относительно
полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по
установлению соответственно региональных и местных налогов и сборов. Так,
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
при установлении регионального налога определяются налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а
также могут предусматриваться налоговые льготы по этому
региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком. Иные
элементы налогообложения должны устанавливаться Кодексом.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 г. не
вправе устанавливать элементы налогообложения и сборов, в том числе ставки и
налоговые льготы, по федеральным налогам и сборам.
В соответствии со
ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные
правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в
перечень актов, утративших силу согласно ст.2 этого Федерального закона,
действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат
приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог
на прибыль и налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к федеральным
налогам.
В силу части пятой ст.76 Конституции
Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон.
Согласно Конституции Российской Федерации
(ст.71) федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской
Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации - предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (ст.72).
Некоторые субъекты Российской Федерации
не привели свое законодательство, действующее до 1999 г., в соответствие с
частью первой Кодекса, а в 1999 г. устанавливали новые льготы по федеральным
налогам и сборам. В силу п.3 ст.6 части первой Кодекса законы субъектов
Российской Федерации, предусматривающие дополнительные льготы по федеральным
налогам и сборам, могут быть признаны не соответствующими Кодексу и не подлежащими
применению в судебном порядке.
Органы исполнительной власти и
исполнительные органы местного самоуправления, принявшие такие акты, а также
соответствующие вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить
акт, не соответствующий Кодексу, или внести в него необходимые изменения.
Одновременно сообщается, что Законом
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
установлена льгота, в соответствии с которой не подлежит налогообложению
прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением
производств, созданных в рамках торговой, снабженческо -
сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его
окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается
производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых
(приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых
превышает 20 млн. рублей, при наличии технико -
экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным
производством производство, организованное на базе произведенных мощностей,
приобретенных как имущественный комплекс.
26.04.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ