Проблемная ситуация: АОЗТ в августе 1998 г. была
произведена переоценка здания общежития на 01.01.1998. В этом же году АОЗТ
реализовало здание по цене, соответствующей восстановительной стоимости.
По утверждению ГНИ, результаты переоценки
не должны были засчитываться при определении прибыли от реализации здания
общежития в целях налогообложения, т.к. переоценка его произведена в
противоречии с Постановлением от 24.06.1998 N 627. Права ли ГНИ?
АОЗТ полагает необходимым рассматривать
Постановление N 627 в увязке с другими нормативными правовыми актами, в том
числе с постановлениями Правительства РФ. Прежде всего, оно является новой
редакцией Постановления Правительства РФ "Об использовании механизма ускоренной
амортизации и переоценке основных фондов" от 19.08.1994 N 967. Пунктом 4
последнего Постановления предприятиям и организациям всех форм собственности
предоставлено право осуществлять переоценку основных
фондов путем прямого перерасчета их балансовой стоимости применительно к
складывающимся ценам. Постановлением N 627 прямо предусмотрено, что утратил
силу абз.4 указанного пункта, а абз.2 п.4 Постановления N 967, содержащий
вышеупомянутое положение о переоценке, а не только об уценке, Постановлением N
627 сохранен и не изменен, следовательно, имеет юридическую силу и в 1998 г.
Достаточны ли приведенные основания для
проведения переоценки (дооценки) здания общежития в
1998 г. по состоянию на 01.01.1998?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу учета для целей налогообложения результатов переоценки
основных средств и сообщает следующее.
В соответствии с
п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 627
"Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке
основных фондов" организациям независимо от организационно - правовой
формы в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышала текущие
рыночные цены, предоставлялось право провести в 1998 г. переоценку основных
фондов по состоянию на 1 января 1998 г. путем прямого пересчета стоимости объектов основных фондов по документально подтвержденным
рыночным ценам на них, сложившимся на 1 января 1998 г.
Таким образом, исходя из смысла
вышеприведенной нормы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.06.1998 N 627 могла проводиться только уценка основных средств.
Упомянутым Вами Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 967 предусматривалось
проведение переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1995 г.
Положение по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.1997 N 65н,
которое предоставило право организациям не чаще одного раза в год (на начало
отчетного года) производить переоценку объектов основных средств по
восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по
документально подтвержденным рыночным ценам, вступило в силу с 01.01.1998. Следовательно, дооценка основных средств в
соответствии с данным Положением могла быть проведена
только по состоянию на 01.01.1999.
Таким образом, организация не имела
законодательно установленных оснований для проведения дооценки
основных средств по состоянию на 01.01.1998, и позиция налогового органа
представляется правомерной.
27.04.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ