Проблемная ситуация: Банк, осуществляющий брокерское
обслуживание физических лиц и нерезидентов, не имеющих представительства в РФ,
на рынках ГКО - ОФЗ и акций российских эмитентов, просит дать разъяснения по
следующим вопросам.
1. Какие расходы кроме стоимости ценных
бумаг, понесенные физическим лицом или нерезидентом по сделкам купли - продажи
ценных бумаг, могут приниматься к зачету у источника выплаты (в частности,
могут ли приниматься к зачету такие расходы, как комиссии бирж, брокеров,
банков, депозитарные расходы)?
2. Какие документы считаются достаточными
для подтверждения вышеуказанных расходов, понесенных по сделкам купли - продажи
ценных бумаг?
3. Возможно ли применение Закона г.
Москвы от 02.07.1997 N 26 в части льготы по налогу при проведении операций
физических лиц с ценными бумагами через брокеров, входящих в список,
утвержденный Московским отделением ФКЦБ?
4. Существуют ли особенности расчета
налога с доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами?
5. Существуют ли особенности расчета
налога с доходов нерезидентов по операциям с ценными бумагами?
6. Каков порядок получения нерезидентом
освобождения от уплаты налога на доход по операциям с ценными
бумагами в России в соответствии с соглашениями об избежании
двойного налогообложения?
7. Каков порядок удержания налоговым
агентом суммы налога с физического лица при осуществлении операций с ценными
бумагами?
8. В какой срок налоговый агент
производит перечисление суммы налога с нерезидента при осуществлении операций с
ценными бумагами?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2000 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо банка и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
1. По п.1:
При налогообложении доходов, полученных
физическими лицами по сделкам с ценными бумагами, в качестве расходов, по
нашему мнению, могут быть учтены и суммы, уплаченные в качестве комиссионных
вознаграждений.
Доходы нерезидентов от отчуждения
имущества в Российской Федерации, в том числе акций и других ценных бумаг,
долговых требований, рассчитываются на основе превышения стоимости реализации
имущества над стоимостью его приобретения. Таким образом, расходы нерезидента
по сделкам купли - продажи ценных бумаг, такие, как комиссии бирж, брокеров,
депозитарные расходы и др., не принимаются к зачету и не уменьшают
налогооблагаемой базы.
2. По п.2:
По нашему мнению, документами,
подтверждающими произведенные расходы, могут быть договор - купли продажи,
заключенный брокером с контрагентом по указанию клиента, а также первичные
документы, подтверждающие осуществление денежных расчетов.
3. По п.3:
В соответствии с п.5 ст.3 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г.,
федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным
Кодексом. Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления не вправе с 1 января 1999 г.
устанавливать элементы налогообложения, в том числе ставки и налоговые льготы
по федеральным налогам и сборам, которые непосредственно определяются
федеральным законом.
Согласно положениям
ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные
законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской
Федерации и не вошедшие в перечень нормативных актов, подлежащих отмене,
действуют в части, не противоречащей названному Кодексу. Однако многие субъекты Российской Федерации не привели свое
законодательство, действующее до 1999 г., в соответствие с частью первой
Налогового кодекса Российской Федерации, а также продолжали устанавливать в
1999 г. новые льготы по федеральным налогам и сборам.
В силу п.3 ст.6
части первой Налогового кодекса законодательные акты субъектов Российской
Федерации, предусматривающие дополнительные льготы по федеральным налогам и
сборам, в том числе и Закон города Москвы от 2 июля 1997 г. N 26 "О
льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы
от 24 марта 1999 г. N 10), могут быть признаны не соответствующими названному Кодексу и не подлежащими применению
только в судебном порядке.
Следовательно, до признания в судебном
порядке Закона города Москвы от 2 июля 1997 г. N 26 "О льготах по
подоходному налогу с физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы от 24 марта
1999 г. N 10) не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации
налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы, предусмотренные
указанным Законом.
4. По п.п.4, 5:
Подоходный налог с доходов, полученных от
операций с ценными бумагами, исчисляется в порядке, установленном Законом
Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями). При этом
Законом не предусмотрены какие-либо особенности налогообложения указанных
доходов.
Налогооблагаемая база, а также налоговые
платежи для нерезидентов, осуществляющих операции с ценными бумагами,
исчисляются в соответствии с общеустановленным в Российской Федерации порядком.
5. По п.6:
Следует учитывать положения соглашений об
избежании двойного налогообложения, заключенных
Россией с иностранными государствами. Так, если в
соответствии с международным налоговым соглашением доходы нерезидента от
вышеуказанных операций не подлежат налогообложению в России, то иностранное
юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может
подать заявление в местный налоговый орган о неудержании
налога от источника по форме, указанной в Приложении 11 к Инструкции
Госналогслужбы России N 34.
6. По п.7:
В соответствии с
п.8 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По
применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц" предприятия, учреждения, организации или физические лица,
зарегистрированные в качестве предпринимателей (как в качестве покупателя, так
и в качестве комиссионеров, реализующих имущество физического лица от своего
имени), нотариусы, занимающиеся частной практикой, производящие за указанное
имущество выплаты физическим
лицам, не вставшим на учет в налоговых органах в качестве плательщиков подоходного
налога (реализующих имущество как самостоятельно, так и через посредников),
обязаны удержать налог с суммы, превышающей пятитысячекратный,
а в соответствующих случаях тысячекратный установленный законом размер
минимальной месячной оплаты труда. Если в течение года одним из
указанных выше субъектов производится несколько таких выплат одному и тому же
физическому лицу, то налог исчисляется с общей суммы выплат, превышающей
указанные размеры, с зачетом ранее удержанной суммы налога. В этом случае предприятия,
учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве
предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны вести по
каждому физическому лицу учет совокупного дохода, выплачиваемого ему с начала
года.
О всех выплатах, произведенных физическим лицам, предприятия,
учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве
предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны
ежеквартально сообщать налоговым органам по месту своего нахождения. Причем,
если имущество продавалось через посредника (поверенного), такие сведения
сообщаются о собственнике имущества.
7. По п.8:
Налог с доходов нерезидентов из
источников в Российской Федерации удерживается лицом (налоговым агентом),
выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, при каждом перечислении
платежа. В соответствии со ст.24 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29.05.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г. Москвы от 24.03.1999 N
10)
При исчислении подоходного налога,
подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в совокупный доход, полученный
физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются:
...2) суммы дохода,
получаемые в течение года от продажи ценных бумаг, принадлежащих на праве
собственности физическим лицам, являющимся плательщиками подоходного налога в
бюджет города Москвы и реализующим принадлежащие им эмиссионные ценные бумаги,
определенные в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N
182-ФЗ), через профессиональных участников
рынка ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг.
Перечень организаций - профессиональных
участников рынка ценных бумаг, являющихся источником выплаты дохода физическим
лицам по операциям с ценными бумагами, утверждается Московским региональным
отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и представляется в
Государственную налоговую инспекцию по городу Москве."