Проблемная ситуация: Согласно постановлению
губернатора области подтверждением качества и легальности производства
алкогольной продукции служит наличие на каждой единице алкогольной продукции
регионального контрольного знака соответствия (региональной идентификационной
марки качества), т.к. перед ее получением данная продукция проходит экспертизу.
Возможно ли отнесение затрат по
приобретению идентификационных знаков (марок) для маркировки алкогольной
продукции на себестоимость продукции предприятий?
По нашему мнению,
данные затраты должны быть отнесены на себестоимость продукции предприятий,
т.к. непосредственно связаны с реализацией продукции, соответствуют по своей
сути затратам, указанным в п.п.1, 2, 10 Положения о составе затрат, а также в
данном Положении нигде не указано, что эти затраты не могут быть включены в
себестоимость продукции предприятий.
Кроме того, п.3 Указа Президента РФ от
08.05.1996 N 685 (ред. от 22.12.1999) устанавливает, что с 01.01.1998
плательщики налога на прибыль предприятий и организаций относят на
себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с извлечением дохода.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) для
целей налогообложения затрат организации на маркирование алкогольной продукции
региональными контрольными знаками и сообщает следующее.
Статьей 12 Федерального закона от 22
ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в
ред. Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ) определен порядок
маркировки алкогольной продукции.
В частности, п.2 ст.12 Закона
установлено, что алкогольная продукция с содержанием спирта более девяти
процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции,
поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного
сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты,
правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Затраты
на маркирование алкогольной продукции в обязательном порядке в соответствии с пп."я" п.2 (другие виды
затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с
установленным законодательством порядком) Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом
изменений и дополнений), включаются в себестоимость продукции для целей
налогообложения.
В то же время
затраты на маркирование алкогольной продукции, осуществляемые в соответствии с
п.4 ст.12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (вводимые
субъектами Российской Федерации в целях защиты от подделок как специальные
защитные меры в отношении поступающих в розничную сеть спиртных напитков с
учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков и не носящие
обязательного характера), в соответствии с
Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения не включаются, а относятся организациями за счет собственных
средств.
При рассмотрении
предложений о предоставлении дополнительных льгот на федеральном уровне следует
учитывать положения ст.129 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2000 год", которыми предусмотрено, что
законодательные и иные нормативные правовые акты, влекущие дополнительные
расходы за счет средств федерального бюджета на 2000 г., а также сокращающие
его доходную базу, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в
федеральный бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям
федерального бюджета на 2000 г., а также после внесения соответствующих
изменений в указанный Федеральный закон.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что
положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено,
что законодательство о налогах и сборах основывается на признании общности и
равенства налогообложения. Принципы налогообложения,
заложенные в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации,
принятой в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации, также направлены на создание равных условий деятельности
налогоплательщиков, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот,
исключений, усложняющих систему налогообложения и создающих легальные условия
для уклонения от уплаты налогов.
Проектом части второй Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрен общепринятый в мировой практике порядок
определения налоговой базы по налогу на доход - как реально полученного, а не
определенного расчетным путем финансового результата деятельности
налогоплательщика.
В рамках Налогового кодекса Российской
Федерации проблема учета всех необходимых и обоснованных затрат при исчислении
налогооблагаемой базы решается для всех организаций в строгом соответствии с
международными правилами и при максимальной возможности учета интересов
налогоплательщика. Предлагается принимать к вычету все деловые расходы,
осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров
(работ, услуг).
Учитывая
изложенное, в условиях отсутствия дополнительных источников для покрытия
возможных потерь федерального бюджета в связи с включением указанных расходов
вносить в 2000 г. изменение в Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, считаем нецелесообразным.
Одновременно
сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 951
"О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской
Федерации" отменено действие п.п.3, 5, 7 и 10 Указа Президента Российской
Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой
реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины".
05.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ