Проблемная ситуация: В соответствии с п.15 Положения о
составе затрат для целей налогообложения учитывается списанная дебиторская
задолженность с истекшим сроком исковой давности (3 года). Указ Президента РФ N
2204 предусматривает списание на убытки дебиторской задолженности по истечении
4-х месяцев без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Мы считаем
правомерным списание на финансовые результаты для целей налогообложения
дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности даже без обращения
в суд, а непринятие подобных затрат для целей налогообложения со стороны
налоговых органов неправомерным, поскольку согласно п.3 Указа N 2204 необходимо
наличие умысла на совершение сделки с целью неосуществления полного расчета. До момента признания сделки ничтожной, по нашему мнению, нет
основания для применения п.3 Указа N 2204.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2000 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо и по вопросам, относящимся к ведению Министерства,
сообщает следующее.
Указ Президента
Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при
осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ
или оказание услуг)" (в ред. Указа Президента РФ от 31.07.1995 N 783)
принят в целях обеспечения правопорядка при осуществлении платежей по
обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг),
создания дополнительных механизмов для преодоления неплатежей в экономике
Российской Федерации на основании п.3 ст.3
Гражданского кодекса Российской Федерации и действует в настоящее время.
Вопрос о правомерности издания
вышеназванного Указа может быть оспорен только через обращение в
Конституционный Суд Российской Федерации в установленном порядке.
До решения указанного вопроса положения
Указа являются действующими и нет основания для их
неприменения на настоящий момент.
Вместе с тем сообщаем, что согласно
подготовленной и обсуждаемой в настоящее время в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации части второй
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики могут
создавать резервы по сомнительным долгам и уменьшать свои доходы на безнадежные
долги при соблюдении следующих условий:
а) долги, по которым истек установленный
срок исковой давности, принимаются к вычету из доходов налогоплательщика лишь
при условии, что предъявлению иска препятствовало отсутствие должника,
подтвержденное в установленном Кодексом порядке;
б) долги, по которым истек установленный
срок предъявления исполнительного документа к исполнению, принимаются к вычету
из доходов налогоплательщика лишь при условии, что исполнительный документ
ранее был предъявлен к исполнению и возвращен взыскателю по основаниям,
предусмотренным пп.3 и 4 п.1 ст.26 Федерального закона "Об исполнительном
производстве".
При этом списание безнадежных долгов
будет производиться вначале за счет таких резервов, а при их недостаточности -
за счет уменьшения своих доходов на недостающую сумму.
Одновременно должник при
наступлении у кредитора права на создание резерва по долгам обязан свою
задолженность перед кредитором включить в состав дохода, подлежащего
налогообложению в виде экономической выгоды.
Учитывая, что со
вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации будут
законодательно разрешены вопросы урегулирования безнадежной задолженности
налогоплательщиков, ставить вопрос об отмене положений Указа Президента
Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при
осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ
или оказание услуг)" (в ред. Указа Президента РФ от 31.07.1995 N 783)
считаем нецелесообразным.
08.06.2000 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН