Проблемная ситуация: 1. Организация закупает
сельскохозяйственное сырье оптовыми партиями и реализует продукцию, являющуюся
результатом переработки сельскохозяйственного сырья на производственной базе
других предприятий согласно договорам на переработку давальческого сырья. Как
правильно классифицировать для целей налогообложения деятельность организации -
как торговую или как производственную? Что в этом случае будет являться базой
обложения по налогу на пользователей автодорог?
2. Согласно разъяснениям Департамента налоговой
политики Минфина России от 07.07.1999 N 04-05-11/61 у образовательных
учреждений выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг, в том
числе образовательных, должны включаться в объект обложения налогом на
пользователей автодорог. Однако судебная арбитражная практика по вопросу
налогообложения организаций образования налогом на пользователей автодорог
складывается неоднозначно. Имеются абсолютно противоположные решения по делам с
фактически одинаковыми обстоятельствами. В большинстве случае арбитражные суды
выносят решения в пользу плательщиков.
Аналогичная ситуация складывается по
учреждениям культуры. Просьба разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июня 2000 г. N 04-05-11/53
В связи с Вашими запросами Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Вопрос о порядке
обложения налогом на пользователей автомобильных дорог организаций, передающих
сырье (материалы) для переработки в готовую продукцию на давальческих основах с
целью последующей реализации, неоднократно рассматривался Минфином России и МНС
России и по нему было выработано согласованное решение о том, что для указанных
организаций объектом обложения данным налогом должна являться выручка от
реализации указанной продукции.
Данная позиция аргументировалась
следующим. Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1
"О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом внесенных в него
изменений и дополнений) объектом налогообложения является выручка, полученная
от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и
покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
Пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы
России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется
на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Основным условием признания для целей
налогообложения торговой деятельности организации является продажа невидоизмененных товаров, учитываемых в соответствии с
правилами ведения бухгалтерского учета на счете 41 "Товары".
При соблюдении
указанных условий организация вправе производить исчисление сумм налога,
принимая в качестве объекта обложения сумму разницы между продажной и покупной
ценами товаров.
Однако если
организацией передается сырье (материалы) для переработки в готовую продукцию
на давальческих основах с целью последующей реализации, то указанное условие
нарушается, поскольку ранее приобретенное организацией сырье (материалы) в
процессе переработки преобразуется в новый продукт, меняющий свои
первоначальные технические, качественные и иные характеристики, который
учитывается в бухгалтерском учете на счете 40 "Готовая продукция".
В соответствии с вышеназванной нормой
Закона для организаций, реализующих продукцию (а не товар), объектом обложения
является выручка от ее реализации, а деятельность таких организаций для целей
исчисления налога на пользователей автомобильных дорог приравнивается к производственной.
В настоящее время мнения Минфина России и
МНС России по данному вопросу не изменились.
Что касается вопроса о порядке обложения
налогом на пользователей автомобильных дорог организаций образования, то
Департамент подтверждает свою позицию, высказанную в Письме от 07.07.1999 N
04-05-11/61.
Кроме того, Департамент считает, что
организации культуры также должны подлежать налогообложению в общеустановленном
порядке, т.е. с выручки, получаемой ими от оказания платных услуг.
13.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА