Проблемная ситуация: О необходимости введения единого
социального налога вместо страховых взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2000 г. N 04-04-07
В связи с Вашим
письмом по вопросу введения единого социального налога вместо страховых взносов
в государственные социальные внебюджетные фонды Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
Отношения по уплате страховых взносов,
хотя и близки к отношениям социального страхования, значительно от них
отличаются и являются по существу и форме налоговыми.
Именно поэтому в
Постановлениях Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П и от 23
декабря 1999 г. N 18-П отмечено, что осуществляя регулирование отношений,
возникающих в сфере обязательного социального страхования, законодатель должен
руководствоваться и основными принципами законодательства о налогах и сборах
(п.п.1 и 2 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом реализация выражающего публичный интерес принципа
солидарности поколений не должна приводить к тому, чтобы указанные
конституционные принципы, а также основные начала законодательства о налогах и
сборах утрачивали свое значение.
С точки зрения
законодательной техники страховые взносы, уплачиваемые плательщиками в
государственные социальные внебюджетных фонды, соответствуют критериям
налоговых платежей и по ряду признаков (обязательность, индивидуальная
безвозмездность, условия взимания, меры ответственности и меры контроля) носят
характер целевого налога.
Идея введения социального налога
диктуется интересами предприятий и организаций, являющихся плательщиками
взносов.
В настоящее время отсутствует нормальная
законодательная основа в виде федеральных законов при определении налоговой
базы, режима и порядка уплаты взносов в Фонд социального страхования России и
фонды обязательного медицинского страхования (далее - взносы). Многие вопросы,
относящиеся к порядку уплаты таких взносов, регулируются нормативными документами
в форме инструкций и положений, принятых органами управления фондов еще в 1991
- 1996 гг. Законодательно устанавливаются лишь принимаемыми одновременно с
бюджетом федеральными законами тарифы взносов на соответствующие годы.
Следствием такого положения является то, что база обложения этими взносами,
хотя в целом и близка к налоговой (расходы
работодателей на оплату труда наемных работников), однако имеет много отличий.
Это ставит в сложное положение бухгалтеров предприятий и организаций.
Каждое предприятие
и организация, помимо обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом как
на налогоплательщиков (в частности, по постановке на учет в налоговом органе и
по представлению налоговых деклараций по налогам и сборам в налоговый орган),
обязано встать на учет в территориальном органе соответствующего фонда и, кроме
этого, ежемесячно представлять в него расчеты по суммам взносов в эти фонды. Причем такие расчеты в отличие от налоговых
не могут быть направлены заказным письмом по почте, а должны быть сданы бухгалтером
непосредственно.
Налоговым кодексом реализован ряд важных
положений, защищающих права налогоплательщиков и ставящих деятельность
контрольных органов в жесткие рамки закона. Это, в частности, относится к
периодичности проверок соблюдения налогового законодательства. Так, запрещены
повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный налоговый период, а
также две и более проверки в течение календарного года по одним и тем же
налогам. Однако реально в жизни после налоговой инспекции приходят проверяющие
из фондов, парализуя на период проверки (которая при определенных условиях
может продолжаться до двух месяцев) работу организации.
Введение социального налога обусловлено и
необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления тех
социальных задач, для которых введены указанные выше взносы. В
частности, следует иметь в виду, что уровень "собираемости" налогов и
сборов, контролируемых органами МНС, существенно выше, чем уровень
"собираемости" взносов фондами.
Органы управления Фонда социального
страхования России и фондов обязательного медицинского страхования расходуют
значительные суммы собранных средств на содержание своих территориальных
органов, занятых контролем за уплатой взносов в фонды.
Однако эффективность таких расходов по сравнению с контрольной деятельностью
территориальных органов МНС России очень низка.
Поэтому, несмотря на предлагаемое
уменьшение налоговой ставки с 5,4 процента до 4,0 процента в Фонд социального
страхования России, объем средств, мобилизуемый для использования на оплату
больничных листов, пособий и на санаторно - курортное лечение, не сократится.
Это обусловлено увеличением числа плательщиков, а также улучшением контроля за уплатой налога (по сведениям Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам, в настоящее время на учете в
налоговых органах состоит 3,1 млн. налогоплательщиков - организаций, в то время
как на учете в Фонде социального страхования России - только 1,9 млн.).
Необходимо учесть, что данные проверок (в
частности, Счетной палаты) свидетельствуют о многочисленных нарушениях и
случаях нецелевого расходования средств социальных фондов.
Следует также иметь в виду, что
социальный налог не ликвидирует Фонд социального страхования России и фонды
обязательного медицинского страхования и не изменяет порядок их формирования.
Вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг плательщиков,
предлагается ввести единый налог, исчисляемый и уплачиваемый по единым правилам
и в одни и те же сроки. Но поскольку социальный налог носит строго целевой
характер, каждый из фондов получит ту часть социального налога, которая будет
зафиксирована в Кодексе. При этом для каждого фонда предусмотрена своя
налоговая ставка.
Кроме этого, предусматривается, что
налогоплательщики обязаны представлять органам внебюджетных фондов относящиеся
к ним копии расчетов, представляемые ими в налоговые органы. Поэтому органы
фондов будут располагать той же информацией, которую они имеют в настоящее
время. Таким образом, самостоятельность фондов сохраняется.
Решение указанных
выше, а также некоторых других вопросов (судебная защита, возможность
оспаривания как не соответствующих законодательству актов, издаваемых органами
управления фондов и др.), связанных с определением сумм взносов, упрощением их
уплаты, а также повышением защищенности налогоплательщиков, может быть
реализовано только в случае введения вместо взносов в упомянутые выше
государственные социальные внебюджетные фонды единого платежа в виде
социального налога.
Введение социального налога не поставит
под угрозу финансирование мероприятий по реализации прав граждан на
государственное социальное обеспечение и медицинскую помощь, поскольку,
во-первых, должно привести к увеличению объема финансовых ресурсов,
направляемых на указанные цели, а во-вторых, обеспечит большую прозрачность,
адресность и улучшение контроля за расходованием таких
ресурсов.
14.06.2000 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ