Проблемная ситуация: Существует ли перечень объектов
социально - культурной сферы, которым необходимо руководствоваться при
исключении из исчисленной суммы налога на содержание жилфонда и объектов
социально - культурной сферы расходов предприятий на содержание данных объектов,
и в каком нормативном акте это закреплено?
Как в договоре о совместном использовании
сторонами объекта социально - культурной сферы должна определяться доля
расходов - в твердой денежной сумме; в процентном выражении; в долевом
выражении?
Какие виды расходов входят в
эксплуатационные расходы по содержанию объекта социально - культурной сферы?
Входят ли в эксплуатационные расходы по
содержанию музыкальной школы расходы на заработную плату преподавателей музыки?
Должна ли включаться сумма НДС в затраты
(приобретение материалов, хозинвентаря и др.) на
содержание жилфонда при предоставлении льготы по налогу на содержание жилфонда
и объектов социально - культурной сферы и налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2000 г. N 04-05-17/10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает.
В соответствии с пп."ч" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с учетом изменений и дополнений) решением районных и городских
представительных органов власти на подведомственной им территории может
вводиться налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной
сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции
(работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на
соответствующей территории.
При исчислении суммы данного налога
исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм,
устанавливаемых местными представительными органами власти на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, находящихся на балансе
этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого
участия.
При определении перечня объектов
социально - культурной сферы следует руководствоваться статистическими
группировками объектов по отдельным отраслям народного хозяйства,
установленными Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) N 1 75 018.
Финансирование в порядке долевого участия
может осуществляться при наличии соответствующего договора, определяющего сумму
денежных средств, перечисляемых организацией собственнику жилищного фонда или
объектов социально - культурной сферы для финансирования расходов по их
содержанию.
Указанный договор должен определять права
и обязанности сторон, периодичность и сроки перечисления денежных средств.
К расходам организаций по содержанию
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, исключаемым из суммы
налога, по мнению Департамента, должны относиться расходы, связанные с
поддержанием указанных объектов в эксплуатационном состоянии. К таким расходам могут быть отнесены расходы, связанные с
проведением ремонта зданий и помещений, в т.ч. на
приобретение материалов и оплату услуг строительной организации, приобретение хозинвентаря и материалов, необходимых для текущего
содержания объекта, заработную плату работников, осуществляющих его
эксплуатацию (административно - управленческий и технический персонал), расходы
по оплате электроэнергии, отопления, водоснабжения и другие аналогичные
расходы.
При этом расходы по заработной плате
работников, связанных с осуществлением основной деятельности объекта социально
- культурной сферы, по нашему мнению, не должны включаться в состав расходов по
его содержанию.
Одновременно следует принимать во
внимание, что налог на содержание жилищного фонда и объектов социально -
культурной сферы, являющийся местным, исчисляется в соответствии с положениями,
определяемыми в решениях о его введении на подведомственных территориях,
принимаемыми местными представительными органами власти. Поэтому вопросы,
связанные с установлением конкретных положений принимаемых нормативных актов,
находятся в компетенции указанных органов.
Учитывая изложенное,
местные представительные органы власти вправе самостоятельно решать, какие
затраты по содержанию жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы
будут включены в утверждаемые ими нормативы. При этом представляется
целесообразным для целей исчисления данного налога использовать нормативы
затрат, утверждаемые местными представительными органами власти на содержание
муниципального жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
В соответствии с пп."б" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат
предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий
объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и
спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов
престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при
долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии
принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной
власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Учитывая то, что
п.3 ст.2 вышеназванного Закона прибыль (убыток) от реализации продукции (работ,
услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ,
услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на
производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ,
услуг), при применении льготы по налогу указанные затраты предприятий должны
учитываться без налога на добавленную стоимость.
Аналогичный порядок следует, по нашему
мнению, применять и при исчислении налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально - культурной сферы.
14.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА