Проблемная ситуация: Пунктом 2 ст.40 НК РФ
установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля
за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения
цен по сделкам при следующих обстоятельствах: стороны являются взаимозависимыми
лицами; сделка совершена в рамках товарообменных (бартерных) операций; при
совершении внешнеторговых сделок; цена сделки в пределах непродолжительного
периода времени отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения от
уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам
(работам, услугам), более чем на 20%. Какой период относится к
"непродолжительному периоду времени"?
Могут ли быть применены санкции, если
приказом руководителя торгового предприятия введена дифференцированная система
скидок (чем больше покупаешь, тем больше скидка), последняя из которых будет
превышать 20%, но использоваться она будет при покупке, например, 5 - 6 единиц
товара? Ведь в таком случае, если просуммировать все произведенные данным лицом
покупки и общую примененную скидку, она не превысит 20%, хотя в один день один
и тот же артикул может быть продан одному лицу без скидки, а другому - со
скидкой.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу применения ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации
и сообщает следующее.
Пунктом 2 ст.40 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять
правильность применения цен по сделкам при следующих обстоятельствах: стороны
являются взаимозависимыми лицами; сделка совершена в рамках товарообменных
(бартерных) операций; при совершении внешнеторговых сделок; цена сделки в пределах
непродолжительного периода времени отклоняется в сторону повышения или в
сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным
(однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов.
При этом ст.40 Налогового кодекса
Российской Федерации не определено однозначно, какой период относится к
"непродолжительному периоду времени". По нашему мнению, налоговые
органы в ходе осуществления контроля для проверки правильности применения цен
могут определить "непродолжительный период" как продолжительность
производственного цикла в зависимости от конкретных условий деятельности
налогоплательщика, рассматриваемой ситуации с учетом конкретных обстоятельств,
связанных с особенностями реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика.
Таким образом, "непродолжительный период времени" может быть принят
налоговым органом для одних налогоплательщиков как 30 дней; для других -
квартал, год.
Уместно напомнить, что нормы,
определяющие порядок пересчета цен для целей налогообложения, предусмотренные
п.3 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены для налогового
органа. Налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении
налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки
были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары,
работы, услуги.
Рыночная цена
определяется согласно положениям, установленным ст.40 Налогового кодекса
Российской Федерации, как цена, сложившаяся на рынке идентичных (а при их
отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических
(коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок. Под обычными следует понимать скидки,
которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности.
Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой
исчисления налогов, должны также учитывать и предоставляемые проверяемым
налогоплательщикам скидки (с учетом размера скидок, основания их предоставления
и т.д.). При этом следует иметь в виду, что перечень оснований для
предоставления скидок, приведенный в п.3 ст.40, носит примерный характер.
15.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ