Проблемная ситуация: В 1996 - 1999 гг. малое
государственное предприятие (МГП) получило гранты от американских
благотворительных фондов на изучение проблем разоружения, энергетики и
экологии, на проведение анализа и исследований по российским ядерным силам и на
исследования и образование в области энергетики и охраны окружающей среды.
Все полученные средства расходовались на
научную и образовательную деятельность.
1. Являются ли грантами денежные
средства, полученные МГП от этих фондов?
2. Распространяется ли на него льгота по
налогу на прибыль?
3. Какой порядок предоставления грантов
существовал в РФ в период 1996 - 1999 гг. и соответствует ли получение денежных
средств МГП этому порядку?
4. Какие льготы по налогу на прибыль
предоставлялись получателям грантов в течение этого срока?
5. Пунктом 1 ст.4
"Определение облагаемого оборота" Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1
"О НДС" предусмотрено, что в облагаемый НДС оборот включаются также
любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с
расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому можно ли не облагать
полученные денежные средства в виде грантов от указанных выше фондов НДС?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2000 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, и сообщает
следующее.
По п.п.1 - 4.
Письмом Госналогслужбы России и Минфина
России от 11 июня 1993 г. N N ЮУ-4-06/88н, 04-06-01
(зарегистрировано в Минюсте России 21.06.1993 N 282) "О порядке
налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных
организаций" установлен термин "грант" для целей налогообложения
и порядок учета при налогообложении грантов, получаемых от иностранных
благотворительных организаций.
Согласно указанному Письму не являются
объектом обложения налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных
благотворительных организаций бюджетными учреждениями или другими
некоммерческими организациями для осуществления целевых программ, относящихся к
их уставной деятельности.
Учитывая, что малое государственное
предприятие в соответствии со ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации
является коммерческой организацией, положения указанного Письма в части
освобождения от налогообложения грантов на малое государственное предприятие не
распространяются.
Федеральным законом
от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно -
технической политике" было установлено, что гранты - это денежные и иные
средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими
лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами,
а также международными организациями, получившими право на предоставление
грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством
Российской Федерации порядке,
на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Указанный порядок Правительством Российской
Федерации не был разработан.
Вместе с тем в Закон РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" изменений, предусмотренных Федеральным
законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ, внесено не было, в результате чего льготы по
налогу на прибыль при получении организациями грантов не предусмотрены.
В соответствии с п.6 ст.2 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" в 1995 г. в состав внереализационных доходов
включались суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при
отсутствии совместной деятельности.
С 1 января 1996 г.
в соответствии с Федеральным законом от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" до вступления в силу Федерального закона от
04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской
Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской
Федерации" применялся порядок, при котором в состав внереализационных
доходов не включались суммы средств, полученных в рамках безвозмездной помощи,
оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными
соглашениями, и средств, полученных от иностранных организаций в безвозмездной
помощи российским образованию, науке и культуре.
В соответствии с
Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ льгота по налогу на прибыль для всех
участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия)
предоставляется только при наличии удостоверения - документа, подтверждающего
принадлежность средств к технической помощи (содействию), составленного по
форме и выдаваемого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации
проектов и программ технической помощи
(содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств,
товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления
контроля за ее целевым использованием". В течение срока прохождения данного законопроекта, который в
различных инстанциях рассматривался уже более 3-х лет, в целях предоставления
отсрочек по уплате вышеназванных налогов юридическим и физическим лицам,
непосредственно участвующим в реализации программ помощи США как страны,
наиболее активно осуществляющей такую помощь, 17 апреля 1996 г. было заключено
специальное Соглашение между Министерством финансов РФ и Посольством США сроком
на один год.
В дальнейшем, ввиду задержек с принятием
вышеуказанного Закона, Письмом от 28.04.1997 Минфин России (за подписью
министра финансов Российской Федерации А.Б. Чубайса) продлил действие данного
Соглашения вплоть до принятия Закона.
В связи с началом
реализации Программы действия по мобилизации доходов федерального бюджета
(п.2.20 "Прекращение действия ранее предоставленных отсрочек по уплате
налогов в федеральный бюджет), а также того обстоятельства, что
законодательством, в первую очередь Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 1998 год", в 1998 г. не была предусмотрена возможность
предоставления льгот в виде отсрочки юридическим и физическим лицам в части уплаты налоговых платежей в связи с реализацией
программ помощи, оказываемой Российской Федерации Правительством США,
Министерство финансов РФ Письмом от 23.06.1998 N 2-5-14/50 прекратило действие
Письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.04.1997 N 04-06-02/1 по
вопросу предоставления отсрочек по налоговым платежам в связи с реализацией программ
помощи, оказываемой России Правительством США на безвозмездной основе,
проинформировав об этом Госналогслужбу России (с просьбой уведомить об
этом подведомственные органы).
Статьей 6 Федерального закона от
04.05.1999 N 95-ФЗ определено, что действие его распространяется также на
правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ
безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу
названного Федерального закона. В случаях, когда в процессе осуществления безвозмездной
помощи (содействия) применялся иной налоговый режим, перерасчет сумм излишне
уплаченных налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды, равно как и
возврат из них уже взысканных сумм штрафных санкций, предъявленных по
результатам проверок контролирующих органов, не производится.
При рассмотрении вопросов, связанных с
налогообложением малого государственного предприятия, необходимо
руководствоваться вышеприведенными положениями. Учитывая, что
представленные Вами материалы не содержат достаточной информации и не
представлены документы, необходимые для рассмотрения вопросов (устав малого
государственного предприятия, основания на получение грантов, отчет об их
использовании, расчеты по налогу от фактической прибыли), а также не ясно,
каким образом осуществлялся контроль со стороны налогового органа и т.д., не
представляется возможным дать более конкретный ответ.
По п.5.
Как правильно указано в письме, согласно
действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость в оборот,
облагаемый этим налогом, включаются любые получаемые предприятием денежные
средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг). В связи с этим полученные МГП от перечисленных в письме фондов денежные
средства налогом на добавленную стоимость не облагаются, если их получение не
связано с оплатой за товары (работы, услуги).
Кроме того,
согласно п.9 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями) суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет
предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг),
освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.5 Закона
Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N
1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", кроме пп."а" п.1 данной статьи, а также в счет выполнения
работ (оказания услуг), местом реализации которых территория Российской
Федерации не является, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
28.06.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ