Проблемная ситуация: Приказом Министерства финансов РФ
от 15.03.2000 утверждены новые нормы и нормативы на представительские расходы и
расходы на рекламу, однако особенностей по порядку исчисления этих расходов
кредитными организациями в данном документе не предусмотрено. В связи с этим
банк просит предоставить разъяснения по порядку заполнения формы N 102
"Отчет о прибылях и убытках кредитной организации" и порядку
применения новых символов отчетности при расчете предельных размеров указанных
выше расходов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2000 г. N 04-02-05/5
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо банка и по существу вопросов сообщает следующее.
Министерство
финансов Российской Федерации Приказом от 15 марта 2000 г. N 26н "О нормах
и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,
регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ,
услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения"
(зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2000 г. N 2192) утвердило для всех организаций новые нормы и
нормативы отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ,
услуг) для целей налогообложения прибыли, одновременно признав утратившим силу
Письмо Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на
представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку
кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер
отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и
порядок их применения".
Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской
Федерации и Центральный банк Российской Федерации подготовили специальное
указание о порядке применения положений Приказа Минфина от 15 марта 2000 г. N
26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на
рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными
заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и
порядке их применения" для кредитных организаций.
Вышеназванное указание находится в
настоящее время на согласовании в Центральном банке Российской Федерации.
Произведенные до 1
апреля 2000 г. представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров кредитные организации включают в себестоимость
оказываемых банками услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль, в соответствии с п.36 Положения об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, т.е.
в пределах норм и нормативов, установленных Письмом Минфина России от 6 октября
1992 г. N 94.
Для указанных
расходов, произведенных банками до 1 апреля 2000 г., действовала методика
исчисления коммерческими банками предельных размеров представительских
расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров,
изложенная в совместном Письме Госналогслужбы России от 25 января 1994 г. N
НП-4-01/11н, Минфина России от 24 января 1994 г. N 8 и Банка России от 24
января 1994 г. N 71 "О порядке
исчисления коммерческими банками предельных размеров представительских
расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров".
В связи с переходом кредитными
организациями с 1 января 1998 г. на новый План счетов банку следует определить
базу самостоятельно, применительно к ранее действовавшим символам отчетности.
Что касается порядка заполнения формы N
102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации" и правильности
применения новых символов отчетности, то коммерческим банкам следует обращаться
за разъяснениями по заполнению указанной формы отчетности в Банк России.
06.07.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ