Проблемная ситуация: В целях разработки товарного
знака предприятия нами был проведен закрытый публичный конкурс. Из
представленных рисунков комиссия отобрала один. Включаются ли затраты по
проведению публичного конкурса (в том числе и награда победителю конкурса) в себестоимость
продукции?
Предприятие намерено использовать этот
рисунок в качестве товарного знака и приобрести такое право у его авторов в
силу ст.1060 ГК РФ. Включается ли стоимость приобретения рисунка в
себестоимость продукции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает следующее.
В силу п.2 ст.1 Парижской конвенции по
охране промышленной собственности от 20.03.1883 объектами охраны промышленной
собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания
происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение
недобросовестной конкуренции.
Согласно названной Конвенции, чтобы
определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все
фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака.
Условия подачи заявки и регистрации
товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным
законодательством (п.1 ст.6 Конвенции).
Правила признания товарного знака
общеизвестным в Российской Федерации утверждены Приказом Роспатента от 17 марта
2000 г. N 38 в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992
г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров".
Для целей названных
Правил под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком
обслуживания понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской
Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый
на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного
договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве
товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской
Федерации, которые в результате
интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность
среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного
изготовителя.
Учитывая изложенное, рисунок, ставший
победителем конкурса, не может считаться общеизвестным товарным знаком, по
поводу которого могут возникать юридические правоотношения, в частности, его
передача (уступка товарного знака его владельцем по договору другому юридическому
или физическому лицу, предоставление владельцем права на использование
товарного знака другому лицу по лицензионному договору).
Включение в
себестоимость продукции затрат по проведению конкурса рисунков (в том числе
награда победителю конкурса) или каких-либо других расходов по разработке
товарного знака, а также затрат на покупку рисунка у физического лица или
коллектива физических лиц Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и
дополнениями), не предусмотрено.
13.07.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ