Проблемная ситуация: Одной из причин, сдерживающих
развитие малого предпринимательства в России, является непомерный налоговый
пресс, значительно усилившийся с принятием Федерального закона "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Предпринимательское сообщество после
принятия Закона неоднократно обращалось в органы исполнительной и
законодательной власти с инициативами по внесению в него поправок, которые
отменили бы авансовые платежи и установили добровольность перехода к уплате
единого налога на вмененный доход.
Просим поддержать
поправки в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности", предусматривающие применение системы
налогообложения, учета и отчетности на основе уплаты налогоплательщиками
единого налога на вмененный доход, наряду с принятой ранее системой
налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации, и право выбора системы налогообложения, учета и
отчетности, включая переход к уплате единого налога на вмененный доход или возврат к принятой ранее системе, которое должно
предоставляться налогоплательщикам на добровольной основе.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2000 г. N 04-05-01/30
Минфин России рассмотрел Ваше письмо и
сообщает.
В соответствии с поручениями
Правительства Российской Федерации Минфин России неоднократно рассматривал
предлагаемые дополнения в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности", касающиеся вопроса
предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям права
добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход.
Однако следует иметь в виду, что
привлечение к налогообложению субъектов малого предпринимательства до сих пор остается
наиболее проблемным участком.
Как показала практика, действующая в
настоящее время упрощенная система налогообложения субъектов малого
предпринимательства, регулируемая Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N
222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" и предусматривающая добровольный
характер перехода к ней субъектов малого предпринимательства, фактически себя
не оправдала. В первую очередь, это обусловлено нежеланием (невыгодностью)
перехода на указанную систему налогообложения и легализации своих доходов
субъектов малого предпринимательства, использующих в своих расчетах, как
правило, наличные денежные средства.
Основной целью
принятия Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" является, в первую очередь, привлечение к
уплате единого налога на вмененный доход организаций и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где
налоговый контроль значительно затруднен, а именно в сферах розничной торговли,
общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, т.е. тех
налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной
денежной форме и фактически не уплачивали платежи в бюджет и в государственные
внебюджетные фонды.
В настоящее время рассматривается вопрос
об уточнении Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" с учетом включения в данный Закон
определенных позитивных норм Федерального закона "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" и последующей отмены последнего.
Минфин России также
прорабатывает вопрос о возможности добровольного перехода на уплату единого
налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность в сферах, определенных ст.3 указанного Закона
о едином налоге, при условии сохранения обязательного порядка перехода на
уплату единого налога организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность в сферах розничной торговли, общественного
питания и транспортного обслуживания.
Что касается
действующего порядка уплаты авансовых платежей, определенного п.2 ст.6
Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности", то Минфин России полагает возможным данную норму
Закона привести в соответствие с п.1 ст.55 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации, предусмотрев их уплату по итогам каждого отчетного
периода, т.е. отказаться от внесения авансового платежа до начала нового отчетного периода.
14.07.2000 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ