Проблемная ситуация: Могут ли налогоплательщики в 2000
г. воспользоваться льготой по подоходному налогу, предусмотренной п.2 ст.1
Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26 "О льготах по подоходному налогу с
физических лиц"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2000 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с позицией
Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 5-П, согласно Конституции
Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской
Федерации (п."з"
ст.71); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и
общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом (ч.3 ст.75); по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.76); каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Из
названных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что федеральный
законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, определяет как их систему,
так и все элементы налоговых обязательств, которые могут быть определены не
только путем непосредственного их перечисления в законе, но и посредством
налоговых льгот.
В силу п.5 ст.3 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г.,
федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным
Кодексом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления с 1 января 1999 г. не имеют права устанавливать элементы
налогообложения (в том числе ставки и налоговые льготы) по федеральным налогам
и сборам, которые определяются федеральными законами.
Пунктом 3 ст.6 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации установлено, что признание нормативного правового
акта не соответствующим настоящему Кодексу и недействительным осуществляется в
судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со
ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные
законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской
Федерации и не вошедшие в перечень нормативных актов, подлежащих отмене,
действуют в части, не противоречащей названному Кодексу.
Таким образом,
полагаем, что законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе
Закон г. Москвы от 2 июля 1997 г. N 26 "О льготах по подоходному налогу с
физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы от 14 июня 2000 г. N 16), могут
быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и
недействительными в судебном порядке либо субъекты Российской Федерации самостоятельно должны отменить такие законы.
До признания в судебном порядке
вышеназванного Закона г. Москвы недействительным налогоплательщики могут
воспользоваться льготами, установленными этим Законом.
01.08.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г. Москвы от 14.06.2000 N
16)
(см. текст в предыдущей
редакции)
2. В совокупный доход,
полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами
организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых
утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующих видов
операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения
которых регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг", и допущенными к
обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг:
а) продажа ценных бумаг через
профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и
поручения;
б) операции доверительного управления
через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам
доверительного управления ценными бумагами."