Проблемная ситуация: Чем вызвана необходимость с 2001
г. введения единого социального налога вместо страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды и ставки подоходного налога 13%?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2000 г. N 04-04-07
В связи с Вашим
письмом по вопросу введения единого социального налога вместо страховых взносов
в государственные социальные внебюджетные фонды, а также увеличения ставки подоходного налога для лиц с низкими
доходами Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Введение социального налога обусловлено
необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления тех
социальных задач, для которых введены взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды. В частности, следует иметь в виду, что
уровень "собираемости" налогов и сборов, контролируемых органами МНС
России, существенно выше, чем уровень "собираемости" взносов фондами.
Социальный налог не ликвидирует
государственные социальные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования
России и фонды обязательного медицинского страхования) и не изменяет порядок их
формирования. Вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг
плательщиков, предлагается ввести единый налог, исчисляемый и уплачиваемый по
единым правилам и в одни и те же сроки. Но поскольку социальный налог носит
строго целевой характер, каждый из фондов получит ту часть социального налога,
которая будет зафиксирована в Налоговом кодексе. При этом для каждого фонда
предусмотрена своя налоговая ставка.
Введение социального налога не поставит
под угрозу финансирование мероприятий по реализации прав граждан на
государственное социальное обеспечение и медицинскую помощь, поскольку, во-первых,
должно привести к увеличению объема финансовых ресурсов, направляемых на
указанные цели, а во-вторых, обеспечит большую прозрачность, адресность и
улучшение контроля за расходованием таких ресурсов.
По вопросу об увеличении ставки
подоходного налога с 12 до 13 процентов для лиц, имеющих низкие доходы,
сообщается следующее.
В целях ослабления налоговой нагрузки на
заработную плату и "экономического принуждения" работодателей и
физических лиц к уплате этого налога вместо действующей шкалы ставок налога на доходы физических лиц начиная с 2001 г. введена
единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Ошибочным является мнение о том, что для
низкооплачиваемых граждан процент налогового изъятия увеличивается. Эта ставка предусмотрена исходя из следующих соображений: поскольку
в связи с введением единого социального налога отменяется взимание с заработной
платы взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации (1 процент), к ранее
действующей ставке подоходного налога в размере 12 процентов (для доходов до 50
тыс. руб. в год) прибавляется этот 1 процент, который в последующем должен
направляться на мероприятия по обеспечению занятости населения.
Отчисления в Пенсионный фонд России будут производиться с фонда оплаты труда.
Кроме того, в отличие от
ныне действующего подоходного налога, предусматривающего массу
разнообразных малообоснованных налоговых льгот, определена система четких и
носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и
профессиональных налоговых вычетов. В частности,
налогоплательщикам будет предоставляться ежемесячный стандартный вычет в
размере 400 руб. при доходе, не превышающем 20 000 руб. с начала года, а по
инвалидам, "чернобыльцам", "блокадникам" и некоторым другим
малозащищенным категориям граждан - в размере 3000
руб. Кроме этого, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет может быть
предусмотрен налоговый вычет по каждому из родителей или супругов в размере
300 руб. ежемесячно при сумме дохода, с начала года не превышающей 20 000 руб.
В рамках социальных вычетов будет
уменьшаться облагаемый доход на такие социально значимые расходы, как оплата
лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата
обучения в средних и высших учебных заведениях как
самого налогоплательщика, так и его детей.
16.08.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ