Проблемная ситуация: Приказом Минфина России от
15.03.2000 N 26н были утверждены нормы и нормативы на представительские
расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с
учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость
продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения.
Приказ введен в действие 01.04.2000.
Должен ли предельный размер расходов на
представительские расходы и расходы на рекламу, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, включать в себя НДС?
Как относить на себестоимость продукции
(работ, услуг) для целей налогообложения рекламные расходы, если были оказаны
рекламные услуги, как облагаемые, так и не облагаемые НДС?
Так как налог на прибыль рассчитывается
нарастающим итогом, возникает вопрос: применять ли новые нормативы в отношении
соответствующих расходов, осуществленных в I квартале 2000 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 августа 2000 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по вопросам исчисления представительских расходов и расходов на
рекламу для целей налогообложения сообщает следующее.
В соответствии с
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N
552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты,
непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ,
услуг).
При этом для целей налогообложения
прибыли отдельные произведенные организацией затраты корректируются с учетом
утвержденных нормативными правовыми актами норм и нормативов.
Как Вы правильно
указываете в своем письме, Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О
нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на
подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями,
регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ,
услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения"
(зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2000 N 2192) с 1 апреля 2000 г. для целей налогообложения прибыли утверждены
новые нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на
подготовку и переподготовку кадров, регулирующие размер включения этих расходов
в себестоимость продукции (работ, услуг).
Согласно указанному Приказу предельные
размеры представительских расходов и расходов на рекламу, принимаемых при
расчете налогооблагаемой прибыли организациями, осуществляющими
производственную деятельность, установлены в процентном отношении к выручке от
продажи продукции (работ, услуг), включающей налог на добавленную стоимость. В
связи с этим нормы представительских расходов и расходов на рекламу
определяются с учетом соответствующих сумм налога на добавленную стоимость.
Необходимо
отметить, что в соответствии с п.19 Инструкции Госналогслужбы России от
11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) суммы налога на
добавленную стоимость по представительским расходам, относимым на себестоимость
продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм, подлежат возмещению из
бюджета только в этих пределах, а сверх норм - налог возмещению не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в
распоряжении организации. При этом сумма налога, оплаченная по таким расходам в
пределах нормы, определяется по расчетной ставке 16,67% (например, 1% от объема
выручки, полученной от продажи продукции (работ, услуг) в сумме 20 млн руб., составит 200 тыс. руб., а сумма НДС в пределах
установленной нормы - 33,34 тыс. руб.).
Поскольку налог на добавленную стоимость
в сумме 33,34 тыс. руб. в пределах установленной нормы представительских
расходов подлежит возмещению из бюджета, то сумма представительских расходов,
включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг) и принимаемая при
определении налогооблагаемой прибыли, составит 166,66 тыс. руб. (200 тыс. руб.
- - 33,34 тыс. руб.).
В аналогичном порядке относятся на
себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения расходы на
рекламу, в том числе при оказании рекламных услуг, облагаемых налогом на
добавленную стоимость.
Согласно действующему законодательству
при оказании рекламных услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость,
суммы данного налога, уплаченные по представительским расходам и расходам на рекламу,
в том числе в пределах норм, из бюджета не возмещаются. В
связи с этим суммы налога на добавленную стоимость в пределах норм на указанные
расходы включаются в себестоимость рекламных услуг, учитываемую при
расчете налогооблагаемой прибыли.
В связи с тем, что вышеназванный Приказ
Минфина России введен в действие с 1 апреля 2000 г., применять новые нормы и
нормативы на представительские расходы и расходы на рекламу, произведенные в I
квартале 2000 г., оснований не имеется.
Поэтому при расчете налога на прибыль за
I полугодие 2000 г. применяются новые нормы и нормативы в отношении указанных
расходов, произведенных начиная со II квартала 2000 г.
17.08.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ