Проблемная ситуация: Администрация области, ссылаясь
на Закон РФ от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и
мобилизации в РФ", своим постановлением предоставляет льготу по налогу на
имущество только на законсервированные и не используемые в текущем производстве
мобилизационные мощности. Должны ли мы руководствоваться данным постановлением
при исчислении льготы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2000 г. N 04-05-06/66
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает.
Согласно ст.56 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.21
части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах.
При этом действующим законодательством
Российской Федерации установлено, что законодательные акты, регулирующие
отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не могут
устанавливать особый порядок налогообложения.
Пунктом 2 ст.20 Закона Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что налог на
имущество предприятий устанавливается законодательным актом Российской
Федерации.
Учитывая это, положения ст.15
Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации" основанием для
предоставления налоговых льгот, а также их отмены не являются.
В соответствии с п."и" ст.5 Закона Российской Федерации от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с
учетом изменений и дополнений) стоимость имущества предприятия для целей
налогообложения уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и
мобилизационных мощностей. При этом Закон не предусматривает распространение
данной льготы только на законсервированные и не используемые в текущем
производстве мобилизационные мощности.
Следовательно, указанная норма Закона
распространяется на все мобилизационные мощности, находящиеся на балансе у
предприятия, независимо от их фактического использования.
Основанием для предоставления льготы по
налогу на имущество предприятий, предусмотренной Законом, являются документы,
подтверждающие наличие на балансе предприятия мобилизационных мощностей и
мобилизационного резерва. К таким документам относятся соответствующее решение
(постановление, приказ) органа государственной власти (законодательной,
исполнительной), определившего конкретному предприятию мобилизационный план, а
также перечень мобилизационного имущества, согласованный с этим органом власти.
Мобилизационные задания предприятиям и
организациям утверждаются и доводятся отраслевыми министерствами и ведомствами.
Таким образом, норма Закона
предусматривает освобождение от налогообложения имущество, находящееся на
балансе предприятия и включенное в мобилизационный план, установленный для
конкретного предприятия.
В целях применения данной льготы
налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет льготируемого
имущества. В случае отсутствия раздельного учета льгота не применяется.
Аналогичного мнения придерживается МНС
России.
23.08.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА