Проблемная ситуация: Наше предприятие (ассоциация)
заключило договора о совместной деятельности с другими предприятиями,
являющимися одновременно учредителями ассоциации, и получило суммы по этим
договорам на осуществление совместной деятельности без НДС и СН. В результате
документальной проверки ГНИ посчитала, что это не
договора о совместной деятельности и применила штрафные санкции. Каковы должны
быть формальные признаки и характер взаимоотношений для того, чтобы
деятельность считалась совместной?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 1996 г. N 04-03-01
Министерство финансов Российской
Федерации по поручению Правительства Российской Федерации, рассмотрев Ваше
письмо по вопросу правомерности предъявления штрафных санкций по налогу на добавленную
стоимость и спецналогу по результатам проведенной
проверки, а также о предоставлении льгот по налогу на добавленную стоимость, по
согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации сообщает
следующее.
В соответствии с
действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость от этого
налога освобождены средства на осуществление
совместной деятельности.
По сообщению
Государственной налоговой службы Российской Федерации в результате
документальной проверки, проведенной налоговыми органами в ассоциации за 1994
г. и 1 квартал 1995 г., установлено, что договора о выполнении конкретных видов
работ, заключенные между ассоциацией и предприятиями (организациями),
являющимися одновременно учредителями ассоциации, для которых выполняются эти
работы, не содержат условий, предусмотренных для договоров о совместной
деятельности ст.ст. 122 , 123 , 124 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик.
Кроме того, характер взаимоотношений между вышеназванными предприятиями не
позволяет квалифицировать деятельность, осуществляемую в рамках этих договоров,
в качестве совместной деятельности, и соответственно, данные договора имеют
характер контрагентских договоров, заключаемых между исполнителями и
заказчиками.
Учитывая
изложенное, суммы авансовых платежей, поступившие в ассоциацию от заказчиков за
предстоящее выполнение для них конкретных видов работ в соответствии с
заключенными договорами, нельзя рассматривать в качестве средств на
осуществление совместной деятельности.
В соответствии со ст.4 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и
дополнений) поступившие на расчетный счет суммы авансовых и иных платежей в
счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), облагаются
налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим суммы поступивших в
ассоциацию авансов подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в
общеустановленном порядке.
Невключение в налоговый расчет сумм налога на добавленную стоимость и спецналога с полученных авансов является занижением
налогооблагаемого оборота того отчетного периода, в котором эти авансы
поступили на расчетный счет предприятия. При этом к налогоплательщикам
применяется ответственность за нарушение налогового законодательства,
предусмотренная ст.13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
Учитывая, что на момент проведения
документальной проверки у ассоциации имеется задолженность по уплате в бюджет
налога на добавленную стоимость по поступившим авансовым платежам, штрафные
санкции Госналогинспекцией по району области
предъявлены правомерно.
Что касается сумм налога на добавленную
стоимость по поступившим авансовым платежам, в счет которых на момент
проведения документальной проверки ассоциации произведена поставка продукции
(работ), то по нашему мнению, штрафные санкции в размере 100 и 10 процентов
можно не применять, но в соответствии с пп."в" п.1 ст.13 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в этом случае следует начислить пени за задержку уплаты
данного налога в бюджет за конкретный отчетный период.
В соответствии с пп."м" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет
бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований,
Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в
соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств,
ассоциаций.
По сообщению
Госналогслужбы России имеющиеся материалы не дают оснований для предоставления
указанной льготы по работам, выполняемым ассоциацией, поскольку формирование
внебюджетного фонда ассоциации производится без соблюдения условий и порядка,
предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.94
N 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых
внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ".
В соответствии с действующим налоговым
законодательством вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут
быть решены только на уровне законодательных органов власти путем внесения
изменений и дополнений в законодательный акт Российской Федерации по
конкретному налогу или органом власти территории в части средств, зачисляемых в
их бюджеты.
Учитывая изложенное
и принимая во внимание, что Законом Российской Федерации предоставление
налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, запрещено, предложение об
освобождении с 01.01.94 от налога на добавленную стоимость и спецналога оборотов по реализации выполненных ассоциацией
работ по созданию новой техники, организации ее серийного производства и по
проведению технического перевооружения предприятий (организаций), не поддерживается.
26.03.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ