Проблемная ситуация: 1. Физическое лицо, не являющееся
предпринимателем, предоставляет нашему предприятию согласно договору в
безвозмездное пользование грузовой микроавтобус и легковой автомобиль, которые
используются в производственных целях для перевозки продуктов, грузов и др.
Оформлены соответствующие приказы. Правомерно ли отнесение на себестоимость
затрат на текущий и капитальный ремонт, приобретение запчастей и ГСМ при
наличии оправдательных документов?
2. При ввозе из Японии продуктов питания,
а также упаковочных материалов нашим предприятием были уплачены все таможенные
платежи, в том числе НДС. Правильно ли мы считаем, что НДС, уплаченный
таможенным органам, следует принять к возмещению из бюджета по мере
оприходования данных товаров, независимо от факта их реализации и оплаты
товаров поставщику?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 сентября 2000 г. N 04-02-05/2
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает.
1. Согласно ст.689
Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного
пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или
передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне
(ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в
каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии,
обусловленном договором.
При этом к договорам безвозмездного
пользования применяются правила, установленные отдельными статьями гл.34
"Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации.
По вопросу учета расходов организации по
аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями, необходимо
руководствоваться Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271@.
Учитывая изложенное
выше, положения данного Письма, по нашему мнению, следует применять при
определении источника расходов организации, связанных с эксплуатацией
имущества, переданного в безвозмездное пользование физическими лицами, не
являющимися предпринимателями.
Согласно указанному Письму расходы
арендатора по содержанию имущества (расходы на технический осмотр и уход, на
проведение текущего, среднего и капитального ремонтов), полученного в аренду от
физического лица, не являющегося предпринимателем, не относятся на
себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора, учитываемой для целей
налогообложения.
Предприятиям, применяющим иной порядок
учета указанных выше расходов, следует внести соответствующие исправления и
произвести уточнения по платежам в соответствующие бюджеты без начисления
штрафов.
Вместе с тем
считаем, что поскольку положения абз.7 п.16 Письма Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 30.08.1996 N ВГ-6-13/616 отменяются Письмом МНС
России от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271@, то новый порядок отражения расходов как по
аренде имущества, арендованного у физических лиц, не являющихся
предпринимателями, так и по имуществу, переданному организациям в безвозмездное
пользование такими лицами, может применяться с момента выхода указанного Письма МНС России.
Что касается расходов на бензин, то в
соответствии с пп."е"
п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом
дополнений и изменений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются
затраты на обслуживание производственного процесса (по обеспечению сырьем,
материалами, топливом).
С учетом этого
расходы на приобретение горюче - смазочных материалов для полученного в
безвозмездное пользование у физического лица, не являющегося предпринимателем,
транспортного средства подлежат включению в себестоимость продукции (работ,
услуг) при наличии документов, подтверждающих затраты и использование
транспортного средства в производственных целях.
2. В соответствии с
действующим законодательством сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая
внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей
(перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения,
определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за
реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную
стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по
поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и
материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость
которых относится на издержки производства и обращения.
Согласно Таможенному кодексу налог на
добавленную стоимость относится к таможенным платежам и уплачивается не
поставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможенном оформлении
товаров.
В связи с изложенным
налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне при ввозе товаров,
предназначенных для перепродажи, должен приниматься к возмещению по мере их
оприходования, независимо от факта реализации товара и его оплаты поставщику.
04.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ