Проблемная ситуация: Являются ли ненормативными
актами: акт налоговой проверки, подписанный должностными лицами; решение,
вынесенное на основании материалов выездной налоговой проверки, о проведении
дополнительных мероприятий налогового контроля; решение о проведении выездной
налоговой проверки?
Какие юридические последствия влечет за
собой нарушение налоговым органом порядка оформления акта выездной налоговой
проверки, установленного ст.100 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N
60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства
по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2000 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
По вопросу, являются ли ненормативными
актами: акт налоговой проверки, подписанный должностными лицами; решение,
вынесенное на основании материалов выездной налоговой проверки, о проведении
дополнительных мероприятий налогового органа; решение о проведении выездной
налоговой проверки, сообщаем следующее.
Законодательством Российской Федерации не
определены понятия "нормативный правовой акт" и "ненормативный
правовой акт". Вместе с тем в Разъяснениях о применении
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России
от 14 июля 1999 г. N 217, рекомендуется использовать Постановление
Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации". В указанном
Постановлении приводится определение нормативного правового акта и правовой
нормы:
"Нормативный правовой акт - это
письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим
органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение
или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать
общеобязательное государственное предписание постоянного или временного
характера, рассчитанное на многократное применение".
Исходя из изложенного, решение о
проведении выездной налоговой проверки, акт налоговой проверки и решение о
проведении дополнительных мероприятий налогового контроля являются, по нашему
мнению, ненормативными актами.
Кроме того, указанные в запросе и
перечисленные выше документы, полагаем, можно отнести к индивидуальным правовым
актам. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права,
которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое
применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое
действие с реализацией конкретного права или обязанности.
Что касается
ответственности за нарушение налоговым органом порядка оформления акта выездной
проверки согласно ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации и Инструкции
МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной
налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о
налогах и сборах", то указанной статьей Кодекса и Инструкцией такая
ответственность не предусмотрена.
Однако согласно ст.137 Налогового кодекса
Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право
обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или
бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или
налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. В
соответствии со ст.138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие
их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд, которые и будут принимать
соответствующее решение.
08.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ