Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить порядок
применения льготы по подоходному налогу в соответствии с п.2 ст.1 Закона г.Москвы "О льготах по
подоходному налогу с физических лиц" N 26 от 02.07.1997. В данном пункте говорится, что в совокупный доход, полученный физическими
лицами, являющимися клиентами организаций - профессиональных участников рынка
ценных бумаг, перечень которых утверждается Московским региональным отделением
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, не включаются суммы дохода,
получаемые от продажи ценных бумаг через профессиональных участников рынка
ценных бумаг по договорам комиссии и поручения.
Банк имеет лицензию профессионального
участника рынка ценных бумаг и является источником выплаты доходов физическим
лицам по операциям с ценными бумагами. Банк включен в перечень организаций,
утвержденный Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг.
Вправе ли банк применить льготу,
установленную Законом г.Москвы
N 26?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2000 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с позицией
Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении
Конституционного суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 5-П, согласно
Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении
Российской Федерации (п."з"
ст.71); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и
общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом (ст.75, ч.3); по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст.76, ч.1); каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Из
названных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что федеральный
законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, определяет как их
систему, так и все элементы налоговых обязательств, которые могут быть
определены не только путем непосредственного их перечисления в законе, но и
посредством налоговых льгот.
В силу п.5 ст.3 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г.,
федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным
Кодексом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления с 1 января 1999 г. не имеют права устанавливать
элементы налогообложения (в том числе ставки и налоговые льготы) по федеральным
налогам и сборам, которые определяются федеральными законами.
Пунктом 3 ст.6 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации установлено, что признание нормативного правового
акта не соответствующим настоящему Кодексу и недействительным осуществляется в
судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со
ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" федеральные
законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской
Федерации и не вошедшие в перечень нормативных актов, подлежащих отмене,
действуют в части, не противоречащей названному Кодексу.
Таким образом, полагаем, что
законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе Закон г.Москвы от 2 июля 1997 г. N 26
"О льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. Закона г.Москвы от 14 июня 2000 г. N 16), могут быть признаны не
соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными в
судебном порядке, либо субъекты Российской Федерации самостоятельно должны
отменить такие законы.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 25.11.1999 г. N 207-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" и Федеральным законом от 31.12.1999 N
227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" с 1 января 2000 г.
налоговые агенты не производят исчисление и уплату подоходного налога в разрезе
конкретных физических лиц отдельно в
федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим
положения ст.1 вышеназванного Закона г.Москвы
в части предоставления льготы по подоходному налогу, подлежащему зачислению в
бюджет города Москвы, с 1 января 2000 г. не могут быть реализованы.
Однако до признания в судебном порядке
вышеназванного Закона г.Москвы
недействительным налогоплательщики могут воспользоваться льготами,
установленными этим Законом.
11.09.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
Приложение
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г.Москвы от 14.06.2000 N 16)
2. В совокупный доход,
полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами
организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых
утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующих видов
операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения
которых регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг", и допущенными к
обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг:
а) продажа ценных бумаг через
профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и
поручения;
б) операции доверительного управления
через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам
доверительного управления ценными бумагами."