Проблемная ситуация: О введении единого социального
налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2000 г. N 04-04-07
Департамент налоговой политики сообщает,
что 5 августа 2000 г. Президент РФ подписал вторую часть Налогового кодекса РФ
N 117-ФЗ, глава 24 которого называется "Единый социальный налог
(взнос)". Основной целью данной главы является то, что с 1 января 2001 г.
страховые взносы, существующие в настоящее время и уплачиваемые в Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского
страхования заменяются единым социальным налогом (взносом). Планируется
ликвидация Государственного фонда занятости РФ и переход на финансирование
активных программ содействия занятости населения на условиях софинансирования из федерального и территориальных
бюджетов.
Необходимость введения единого
социального налога диктовалась прежде всего интересами
предприятий и организаций, являющихся плательщиками страховых взносов.
Категории плательщиков взносов,
облагаемая база, ставки, льготы и порядок их уплаты определялись большим
количеством различных нормативных актов (законами РФ, федеральными законами,
постановлениями Верховного Совета РФ и многочисленными разъяснениями
руководящих органов государственных внебюджетных фондов, действие которых с 1
января 2001 г. прекращается), что ставило в сложнейшее положение бухгалтеров
предприятий и организаций. В связи с этим вместо нескольких платежей, имеющих
сходную облагаемую базу, круг плательщиков, вводится налог, исчисляемый и
уплачиваемый по одним правилам.
В настоящее время
каждый налогоплательщик помимо обязанностей, возложенных на него Налоговым
кодексом РФ (в частности, по постановке на учет в налоговом органе и по
представлению налоговых деклараций по налогам и сборам в налоговый орган),
обязан встать на учет в территориальном органе соответствующего внебюджетного
фонда и ежемесячно представлять в них расчеты по суммам уплаченных взносов. Причем такие расчеты в отличие от налоговых
не могут быть направлены заказным письмом по почте, а должны быть сданы
бухгалтером непосредственно.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд
положений, защищающих права налогоплательщиков и ставящих деятельность
государственных контрольных органов в жесткие рамки закона. Это, в частности,
относится к периодичности проверок соблюдения налогового законодательства. Не
разрешаются повторные налоговые проверки за уже проверенный налоговый период. Сегодня же после представителей налоговой инспекции приходят
проверяющие из внебюджетных фондов.
Следует отметить,
что в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные
фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования), уплачиваемых в составе
единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами
Российской Федерации.
В отношении
налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы
проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации
мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и
штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят
зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в
порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Введение налога не приводит к ликвидации
Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного
медицинского страхования, которые будут продолжать осуществлять оперативное
управление и расходование поступающих средств. Зачисление социального налога
носит строго целевой характер, и каждый из фондов получит определенную часть
налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.
12.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ