Проблемная ситуация: Производственный комбинат имеет
утвержденное органом исполнительной власти соответствующее решение,
определяющее мобилизационное задание и мобилизационный план. В мобилизационном
плане четко определены мобилизационные мощности, которые на комбинате не
законсервированы и используются в производстве.
Имеет ли комбинат право пользоваться
льготой в соответствии с пп."и"
ст.5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий"?
Вправе ли управление правительства города
устанавливать порядок получения налоговых льгот в соответствии с
мобилизационным заданием?
Означает ли факт неучета
налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период
отказ налогоплательщика от использования соответствующей налоговой льготы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2000 г. N 04-05-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.56 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.21
части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, организация вправе
самостоятельно принять решение об использовании предоставленного
законодательством права на льготу.
Что касается
упомянутого в Вашем письме права управления правительства города устанавливать
порядок получения налоговых льгот в соответствии с мобилизационным заданием, то
следует учитывать, что исходя из положений ст.9 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации оно не является участником отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, и, следовательно, вышеназванная функция
на него возлагаться не может.
Кроме того, действующим законодательством
Российской Федерации установлено, что законодательные акты, регулирующие
отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не могут
устанавливать особый порядок налогообложения.
Пунктом 2 ст.20 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что налог
на имущество предприятий устанавливается законодательным актом Российской
Федерации.
Учитывая это, положения ст.15
Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации" основанием для
предоставления налоговых льгот не являются.
В соответствии с пп."и" ст.5 Закона Российской Федерации от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с
учетом изменений и дополнений) стоимость имущества предприятия для целей
налогообложения уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и
мобилизационных мощностей. При этом Закон не предусматривает распространение
данной льготы только на законсервированные и не используемые в текущем
производстве мобилизационные мощности.
Следовательно, указанная норма Закона
распространяется на все мобилизационные мощности, находящиеся на балансе у
организации, независимо от их фактического использования.
Основанием для предоставления льготы по
налогу на имущество предприятий, предусмотренной Законом, являются документы,
подтверждающие наличие на балансе предприятия мобилизационных мощностей и
мобилизационного резерва. К таким документам относятся соответствующее решение
(постановление, приказ и т.п.) органа государственной власти (законодательной,
исполнительной), определившего конкретной организации мобилизационный план, а
также перечень мобилизационного имущества, согласованный с этим органом власти.
Таким образом, норма Закона
предусматривает освобождение от налогообложения имущества, находящегося на
балансе организации и включенного в мобилизационный план, установленный для
конкретной организации.
В целях применения данной льготы
налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет льготируемого
имущества. В случае отсутствия раздельного учета льгота не применяется.
Аналогичного мнения придерживается и МНС
России.
Необходимо также учитывать, что в
соответствии с п.2 ст.56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо
приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. разъяснено, что
при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от
использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета
налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный
налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом
периоде.
14.09.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА