Проблемная ситуация: При взаимных поставках товаров
между Украиной и Россией Украина освобождает свои товары от НДС при экспорте в
Россию, Россия применяет НДС к товарам, вывозимым на Украину. Украина, кроме
того, не освобождает от НДС при таможенном оформлении российские товары,
ввозимые на ее территорию для дальнейшей реализации. В результате сальдо
торгового баланса РФ в торговле с Украиной в III кв. 1995 г. стало
отрицательным. Возможно ли освобождение от НДС российских товаров при поставках
их на Украину?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 1996 г. N 04-03-20
Министерство финансов Российской
Федерации, рассмотрев Ваше письмо о применении налога на добавленную стоимость
в отношении взаимных поставок товаров между Украиной и Россией, сообщает
следующее.
В соответствии с
действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость особенности
применения этого налога в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на
территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации
хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых
Государств, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской
Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за
товары (работы, услуги), реализуемых на территории государств-сторон
соглашения.
Постановлением Верховного Совета Украины
от 31.05.95 N 184/95-ВР "О неприменении ставок налога на добавленную
стоимость при поставках товаров в страны СНГ из Украины" Украина
освободила от налога на добавленную стоимость товары, реализуемые хозяйствующим
субъектам Российской Федерации в одностороннем порядке, то есть без заключения
межгосударственного Соглашения.
Общепринятая в международной практике
схема применения налога на добавленную стоимость при поставках товаров (работ,
услуг) между странами предполагает освобождение от этого налога товаров,
экспортируемых в другие страны с одновременным взиманием налога при ввозе
товаров на территорию этой страны.
Распространение на взаимоотношения с Украиной
вышеуказанной нормы предусматривает обеспечение жесткого таможенного контроля за прохождением товаров и связанного с этим
взимания налога на добавленную стоимость по товарам, импортируемым на
территорию Российской Федерации, таможенными органами, что в сегодняшних
условиях обеспечить достаточно сложно.
Освобождение от налога на добавленную
стоимость поставок товаров, произведенных российскими предприятиями для
украинских покупателей, приведет к потерям доходов российского бюджета.
Несмотря на отрицательное сальдо
торгового баланса с Украиной, потери российского бюджета в случае введения
льготы по налогу на добавленную стоимость при поставках товаров на Украину
составили бы по цифрам за III квартал 1995 г. около 350 млн.долларов США. Такие потери обусловлены,
прежде всего, большим удельным весом поставок с Украины продовольственных
товаров, по которым при ввозе на территорию Российской Федерации применяется
пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, а
также технологического оборудования и транспорта общественного пользования,
освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации. Кроме того, Законом Российской
Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" установлено, что возмещение
налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов
производственного назначения, использованных при производстве экспортной
продукции, в полном объеме производится за счет средств федерального бюджета.
Принятие решения об освобождении от
уплаты налога на добавленную стоимость поставок российских товаров на Украину
создаст большие возможности для массового уклонения от уплаты
налога при расчетах за товары между российскими предприятиями путем
заключения фиктивных контрактов с организациями-посредниками, находящимися на
территории Украины, что проконтролировать практически невозможно.
В связи с изложенным Министерство
финансов Российской Федерации считает нецелесообразным в настоящее время
изменять существующий порядок применения налога на добавленную стоимость в
отношениях с хозяйствующими субъектами Украины и вносить соответствующие
изменения в налоговое законодательство.
01.04.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ