Проблемная ситуация: В республике действует фонд
поддержки села, образованный постановлением Президиума Верховного Совета
республики. Порядок уплаты взносов в указанный фонд регламентируется
инструкцией о порядке исчисления взносов и уплаты их в фонд поддержки села. По
нашему мнению, указанные взносы имеют признаки налога: установлен объект
налогообложения; указана налоговая ставка; определен налоговый период;
предусмотрена ответственность за неуплату.
Являются ли взносы в фонд поддержки села
разновидностью налогов, сборов, платежей или других обязательных отчислений,
включаемых в себестоимость продукции согласно пп."э" п.2 Положения о составе затрат, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2000 г. N 04-05-18/19
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с
п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не
может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы
и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или
сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином
порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
При этом согласно ст.1 Федерального
закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса введена в
действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным
Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2
указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие
ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи
в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.
Кроме того,
необходимо учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации принял
Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия
Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие
принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и
дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который
запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные
налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и
сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов,
которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению
дополнительных налогов и налоговых платежей.
Перечень региональных налогов и сборов,
которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, предусмотренный ст.20 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не
предусматривает отчислений в республиканский внебюджетный фонд поддержки села.
Учитывая
изложенное, по мнению Департамента, взимание на основании нормативных актов,
принятых органами государственной власти республики, отчислений в
республиканский внебюджетный фонд поддержки села, обладающих признаками налога
и не предусмотренных ст.ст.19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", не соответствует действующему
законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Признание нормативного правового акта не соответствующим законодательству Российской Федерации и недействительным
осуществляется в судебном порядке.
Одновременно сообщаем, что пп."э" п.2 и п.14
Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), установлено, что для целей
налогообложения принимаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные
отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством
порядком, а также другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов,
уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет
финансовых результатов.
Таким образом, дополнительные налоги и
обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской
Федерации, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации.
18.09.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА