Проблемная ситуация: Согласно ст.1 Закона г.Москвы от 02.07.1997 N 26 (ред.
от 24.03.1999) "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" при
исчислении подоходного налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в
совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не
включаются суммы дохода, получаемые в течение года от продажи ценных бумаг,
принадлежащих на праве собственности физическим лицам, являющимся плательщиками
подоходного налога в бюджет города Москвы и реализующим
принадлежащие им эмиссионные ценные бумаги через профессиональных участников
рынка ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг.
Статьей 1 Федерального закона N 207-ФЗ от
25.11.1999 установлены единые ставки налога, не предусматривающие исчисление и
удержание подоходного налога отдельно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов
РФ. В связи с этим положения ст.1 Закона г.Москвы
N 26 в части предоставления льготы по подоходному налогу, подлежащему
зачислению в бюджет г.Москвы, с 1 января 2000 г. не
могут быть реализованы.
В силу п.3 ст.6 части первой Налогового
кодекса РФ законодательные акты субъектов РФ, предусматривающие дополнительные
льготы по федеральным налогам и сборам, могут быть признаны не соответствующими
названному Кодексу и не подлежащими применению только в судебном порядке.
Возможно ли применение налоговых льгот,
установленных в Законе г.Москвы
N 26 от 02.07.1997 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц"
(в ред. от 24.03.1999 и от 14.06.2000), до признания данного Закона в судебном
порядке не соответствующим Налоговому кодексу РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2000 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу возможности предоставления льготы налогоплательщикам в
соответствии с Законом г.Москвы
от 2 июля 1997 г. N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических
лиц" (в ред. Закона г.Москвы от 24 марта 1999 г.
N 10) и сообщает следующее.
В силу п.5 ст.3 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г.,
федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным
Кодексом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления с 1 января 1999 г. не имеют права устанавливать
элементы налогообложения (в том числе ставки и налоговые льготы) по федеральным
налогам и сборам, которые определяются федеральными законами.
Как Вы правильно сообщаете, п.3 ст.6
части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что
законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе Закон г.Москвы от 2 июля 1997 г. N 26
"О льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. Закона г.Москвы от 14 июня 2000 г. N 16), могут быть признаны не
соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными
в судебном порядке, либо субъекты Российской Федерации самостоятельно должны
отменить такие законы.
Полагаем, что до признания в судебном
порядке вышеназванного Закона г.Москвы
недействительным налогоплательщики могут воспользоваться льготами,
установленными этим Законом.
18.09.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
Приложение 1
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г.Москвы от 24.03.1999 N 10)
При исчислении подоходного налога,
подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в совокупный доход, полученный
физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются:
2) суммы дохода,
получаемые в течение года от продажи ценных бумаг, принадлежащих на праве
собственности физическим лицам, являющимся плательщиками подоходного налога в
бюджет города Москвы и реализующим принадлежащие им эмиссионные ценные бумаги,
определенные в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N
182-ФЗ), через профессиональных участников
рынка ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг.
Перечень организаций - профессиональных
участников рынка ценных бумаг, являющихся источником выплаты дохода физическим
лицам по операциям с ценными бумагами, утверждается Московским региональным
отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и представляется в
Государственную налоговую инспекцию по городу Москве."
Приложение 2
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
2 июля 1997 г. N 26
О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ
НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(извлечение)
"Статья 1. Льготы по подоходному
налогу
(в ред. Закона г.Москвы от 14.06.2000 N 16)
2. В совокупный доход,
полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами
организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых
утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующих видов
операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения
которых регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг", и допущенными к
обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг:
а) продажа ценных бумаг через
профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и
поручения;
б) операции доверительного управления
через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам
доверительного управления ценными бумагами."