Проблемная ситуация: Государственным ревизионным
управлением при Правительстве Республики Саха (Якутия) была проведена
документальная ревизия нашего государственного предприятия (телефонной станции)
за период с 01.01.1998 по 01.01.2000. В связи с возникшими разногласиями просим
разъяснить:
1. Правомерно ли затраты по выезду за
пределы Республики Саха работников телефонной станции, проработавших более 3-х
лет, отнесены на себестоимость?
2. Ревизией установлено, что нами в
нарушение п.19 Инструкции N 39 излишне списана на затраты предприятия сумма
НДС, уплаченная за проезд к месту служебной командировки и обратно (сумма НДС
не выделена со стоимости авиабилетов). Наша позиция: согласно Постановлению
Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения
журналов учета счетов - фактур при расчетах по НДС" суммы НДС по
приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам)
принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов -
фактур.
3. В заключении по акту ревизии отмечено,
что в нарушение ст.75 КЗоТ РФ допускался отзыв работников из очередных отпусков
без предоставления неиспользованных дней отпуска в течение года, что повлекло
незаконное отнесение на затраты расходов. Наше мнение: согласно п.7 Положения о
составе затрат затраты, непосредственно связанные с производством продукции,
включая расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции
(оказанием услуг), относятся на себестоимость. Таким образом, квалифицировать
отзыв работников из очередных отпусков и выплату им заработной платы за
фактически отработанное время как незаконное отнесение на затраты не следует.
4. Правильно ли мы считаем, что если
бухгалтер, имеющий среднее специальное образование, обучается за счет
предприятия по договору с высшим учебным заведением по своей же специальности
по статье расходов "Подготовка кадров" по производственной
необходимости, то стоимость обучения работника не может являться доходом
работника и не должна облагаться подоходным налогом?
5. Является ли достаточным основанием для
списания на себестоимость фактически произведенных затрат наличие первичных
учетных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ?
6. При заключении договоров с подрядными
организациями на капремонт зданий и помещений цена определялась соглашением
сторон. Но к договору прикладывались сметные расчеты, в которых часть смет
имела старые коэффициенты накладных расходов и плановых накоплений. На
основании этого ревизией сочтено, что это переплата, и она включена в список
нарушений. Мы считаем, что основанием для расчетов служили договорные цены, а
не сметы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2000 г. N 04-02-05/3
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает следующее.
1. Статьей 4 Закона
Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" установлено, что источниками финансирования
затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные этим Законом,
являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также государственные
внебюджетные фонды - для лиц, определенных этой статьей.
Согласно указанной статье расходы,
связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
в частности, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в
указанных районах и местностях не менее трех лет, компенсируются за счет
консолидированного бюджета Российской Федерации.
Порядок возмещения затрат на
государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской
Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Исходя из изложенного расходы, связанные
с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
компенсируются работникам (а не организациям) за счет бюджетных средств, в связи с чем не ясно, какие именно расходы были отнесены Вами
на себестоимость.
Одновременно
сообщается, что затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг),
определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с пп."о" п.2 названного Положения на затраты
организации относится, в частности, оплата проезда к месту использования
отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "и" этого же пункта
в составе затрат, связанных с управлением производством, предусмотрены затраты
на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по
оформлению заграничных паспортов и других выездных документов. При этом для
целей налогообложения затраты на служебные командировки принимаются в пределах,
установленных законодательством.
В связи с чем, если работники организации
выезжали в командировки или в отпуск, то на себестоимость продукции относятся
затраты в соответствии с указанными подпунктами п.2 Положения о составе затрат.
2. Согласно п.19
Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления
и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями)
суммы налога по затратам на командировки (расходам по проезду к месту служебной
командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными
принадлежностями, а также расходам по найму жилого помещения), относимым на
себестоимость продукции (работ, услуг) (в соответствии
с указанным выше Положением о составе затрат) в пределах норм, установленных
законодательством, подлежат возмещению из бюджета в этих пределах. По затратам,
произведенным сверх нормы, налог возмещению из бюджета не подлежит и не
принимается также в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а
относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий).
При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов (в пределах
норм), определяется по расчетной ставке 16,67 процента от суммы указанных
расходов.
Таким образом, сумма налога на
добавленную стоимость, подлежащая возмещению при оплате расходов по проезду к
месту служебной командировки, в том числе стоимости авиабилетов, определяется
по расчетной ставке 16,67 процента независимо от наличия счетов - фактур.
3. Статьей 74 Кодекса законов о труде
Российской Федерации установлено, что отпуск должен предоставляться ежегодно в
установленный срок. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска
работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном
ходе работы предприятия, учреждения, организации, допускается с согласия
работника и по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом
предприятия, учреждения, организации перенесение отпуска на следующий рабочий
год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее 6
рабочих дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после
наступления права на отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может
быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Согласно ст.75 названного Кодекса замена
отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения
работника, не использовавшего отпуск.
В связи с этим
ситуацию, при которой организация, отозвав работника без перенесения дней отпуска,
выплатила ему заработную плату за неиспользованные, но оплаченные как отпуск
дни, видимо, следует рассматривать как нарушение действующего законодательства
(такого рода вопросы относятся к компетенции Министерства труда и социального
развития Российской Федерации) и, соответственно, установленного порядка
отнесения затрат на себестоимость продукции.
4. Согласно действующему законодательству
о подоходном налоге с физических лиц в налогооблагаемый доход физического лица
не включается стоимость профессионального обучения на производстве,
организуемого согласно ст.184 Кодекса законов о труде Российской Федерации,
которая предусматривает индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы
профессионального обучения на производстве за счет средств предприятия,
учреждения, организации.
Таким образом, если обучение входит в
программу подготовки кадров предприятия, осуществляется по решению предприятия,
направляющего работников для повышения квалификации в связи с производственной
необходимостью, и не предусматривает получения высшего или среднего
специального образования, а также обучения смежным и вторым профессиям, то, по
нашему мнению, в соответствии с пп."д"
п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) эти
расходы на обучение как компенсационные выплаты, связанные с выполнением ими
трудовых обязанностей, не должны включаться в совокупный доход, полученный
физическими лицами в налогооблагаемом периоде.
При получении физическими лицами высшего
образования на платной основе стоимость обучения физических лиц, оплаченная за
счет средств предприятий, подлежит налогообложению в
составе совокупного дохода, полученного этими лицами за соответствующий период,
в соответствии с положениями вышеназванного Закона.
5. Согласно Положению о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с
изменениями и дополнениями), себестоимость продукции (работ, услуг)
представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции
(работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,
основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и
реализацию. Для целей налогообложения произведенные организацией затраты
корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и
нормативов.
В связи с тем, что нормы расходов на
бензин не утверждены для целей налогообложения в установленном порядке, при
определении налогооблагаемой базы учитываются фактически произведенные затраты.
При этом необходимым условием для
отнесения затрат на горюче - смазочные материалы на себестоимость продукции
является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих
фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации
автомобиля (оформленный в установленном порядке приказ, путевые листы с
маршрутом следования, подписанные материально - ответственным лицом и т.п.). В
случаях, когда имеет место расходование бензина в размерах, значительно
отклоняющихся от норм расходования бензина, утвержденных Минтрансом России, по
нашему мнению, требуется обоснованное подтверждение необходимости осуществления
таких расходов.
6. При учете затрат на ремонт следует
руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных
средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
20 июля 1998 г. N 33н, которыми предусматривается, что ремонт основных средств
может осуществляться как хозяйственным, так и подрядным способом.
В соответствии с п.2 ст.740 Гражданского
кодекса Российской Федерации правила о договоре строительного подряда
применяются к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не
предусмотрено договором.
Согласно Типовым
методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных
работ, утвержденным Минстроем России 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7, в состав
строительных работ, выполняемых строительными организациями, входят
строительные монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также
другие виды работ, выполненные по договору на строительство и относимые к
строительным в соответствии с установленным порядком (сноска к п.1.1).
Статьей 743 (п.1) вышеназванного Кодекса
предусматривается, что подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с
ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем,
содержание работ и другие предъявляемые к ним
требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Исходя из изложенного
цена строительных работ и работ по ремонту зданий и сооружений, относимых к
строительным в соответствии с установленным порядком, должна определяться в
соответствии со сметой.
Одновременно сообщается, что дать
конкретные разъяснения по поставленным вопросам не представляется возможным,
так как каждая сложившаяся ситуация должна рассматриваться на основании
заключенных договоров и документов, подтверждающих все произведенные операции.
19.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ