Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения о порядке
контроля уплаты реструктурированной задолженности в федеральный бюджет,
осуществляемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N
1002. Согласно указанному Постановлению в графике, утвержденном МНС России,
указаны общие квартальные суммы погашения долга в федеральный бюджет без
разбивки по видам налогов. При этом налоговые инспекции на местах зачисляют
перечисленные по графику реструктуризации суммы на счет N 40101 и распределяют
их по бюджетам разных уровней.
Каким образом будут учитываться суммы
погашения реструктурированной задолженности в федеральный бюджет, а также
проценты, утвержденные в графике: в объеме перечислений организации либо по
факту поступления платежей в федеральный бюджет?
ЗАО получило право на реструктуризацию
задолженности в федеральный бюджет. Кредиторская задолженность многих филиалов,
в т.ч. и по обязательным платежам в бюджеты разных
уровней и внебюджетные фонды, возникла из-за неоплаты предоставляемых ЗАО услуг
предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета. Существующая
дебиторская задолженность этих потребителей перед ЗАО в настоящее время может
быть погашена только путем взаимозачетов, проводимых на местах. Возможно ли
это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2000 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу уплаты в соответствии с Постановлением Российской Федерации
от 03.09.1999 N 1002 суммы реструктуризированной задолженности по налогам и сборам
перед федеральным бюджетом и по согласованию с Главным управлением федерального
казначейства сообщает следующее.
Налоговый кодекс
Российской Федерации, устанавливающий общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации, не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков
исчислять и уплачивать налог или сбор в бюджеты разного уровня бюджетной
системы Российской Федерации в том случае, если федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год доходы от уплаты данного вида налога
или сбора закреплены за бюджетами разного уровня и установлены соответствующие нормативы отчислений.
Налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнять обязанность по уплате налога или сбора в разные уровни бюджетов
Российской Федерации только в том случае, когда доходы от уплаты налога или
сбора закреплены за бюджетами разных уровней налоговым законодательством
Российской Федерации.
Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2000 год", устанавливающий нормативы
отчислений от федеральных регулирующих налогов и сборов, не содержит исключений
по доходам, сформировавшимся от уплаты федеральных налогов и сборов в ходе
осуществления реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам, а также по начисленным штрафам и пеням перед федеральным
бюджетом.
Таким образом, доходы, уплаченные на
территории субъекта Российской Федерации, подлежат распределению в порядке
межбюджетного регулирования в доходы федерального бюджета и бюджета субъекта
Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
Начиная с 1 апреля 1999 г. все
федеральные налоги и сборы, в том числе и налоги, доходы
от уплаты которых являются регулирующими доходами федерального бюджета,
подлежат уплате налогоплательщиками в полной сумме на счета органов
федерального казначейства. Перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на
счет N 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального
казначейства", ежегодно, по принятии федерального закона о федеральном
бюджете на соответствующий год, доводится налоговыми органами до сведения
налогоплательщиков. При этом вопросы распределения регулирующих доходов
федерального бюджета от уплаты этих налогов - в каком объеме
и в какие уровни бюджетов зачислялись органами федерального
казначейства эти доходы - к налогоплательщику не имеют отношения, поскольку
вопросы межбюджетных отношений регулируются нормами бюджетного законодательства
Российской Федерации.
Согласно налоговому законодательству
Российской Федерации для налогоплательщика установлена обязанность по уплате
налогов и сборов в установленный срок. По исполнении им данной обязанности у
органа, исполняющего соответствующий бюджет (функция распределения доходов
федерального бюджета от уплаты регулирующих налогов законодательно закреплена
за органами федерального казначейства), в свою очередь возникает обязательство
по перераспределению доходов от уплаты налогов и сборов, если это предусмотрено
бюджетным законодательством Российской Федерации.
Для налоговых органов, контролирующих
уплату налогов и сборов, основанием для отражения в лицевых счетах
налогоплательщика исполнения им обязанности по уплате федеральных регулирующих
налогов или сборов, в том числе в рамках реструктуризации, должны служить копии
платежных документов, в которых налогоплательщик указывает назначение платежа.
Копии платежных документов налогоплательщиков органы федерального казначейства
передают в налоговые органы.
Что касается проведения взаимозачетов, то
согласно ст.235 Бюджетного кодекса Российской Федерации зачет встречных
обязательств между федеральным бюджетом и получателем бюджетных средств
допускается исключительно в денежной форме и порядок проведения такого зачета
определяется Правительством Российской Федерации. Исполнительные органы власти
субъекта РФ и органы местного самоуправления не могут проводить зачеты по
федеральным налогам и сборам. Кроме того, Налоговым кодексом Российской
Федерации, вступившим в силу с 1 января 1999 г., неденежные
формы уплаты налога или сбора не предусмотрены и установлена исключительно
денежная форма исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
27.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ