Проблемная ситуация: В Письме МНС
России от 17 апреля 2000 г. N АП-6-01/292@ предлагается территориальным органам
МНС России обратиться в прокуратуру с целью опротестования решений органов
местного самоуправления, установивших обязательные отчисления на содержание
территориальных подразделений противопожарной службы, установленные ст.10
Закона "О пожарной безопасности", т.к. данные отчисления обладают
всеми признаками налога, установленными в ст.8 НК РФ, а налоги, не
установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона "Об основах налоговой системы в
РФ", не взимаются. Министерство внутренних дел Российской Федерации
выразило несогласие с вышеуказанным решением. Возможно
ли отменить Письмо от 17 апреля 2000 г. N АП-6-01/292@?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2000 г. N 04-01-14
Министерство финансов Российской
Федерации по вопросу взимания обязательных отчислений органами пожарного
надзора сообщает.
Статьей 3
Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской федерации" определено, что перечни
налогов и сборов, установленные ст.ст.13, 14 и 15 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации, вводятся в действие со дня вступления в силу
части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Статьей 2 указанного Федерального закона
установлено, что впредь до введения в действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации налоги сборы, пошлины и другие платежи
в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации", не взимаются.
При рассмотрении вопроса о правомерности
взимания указанных обязательных отчислений необходимо учитывать следующее.
Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41, 9 "О некоторых вопросах,
связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" разъяснено, что вышеназванное правило не распространяется на
обязательные взносы во внебюджетные социальные фонды Российской Федерации,
поскольку обязанность уплаты указанных взносов установлена не Законом
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а специальными актами
законодательства.
Обязательные
отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по
строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению,
техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов
предусмотрены ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) для
выполнения возложенных на пожарную охрану задач.
По мнению Минфина России, вышеуказанное
положение Постановления распространяется как на взносы во внебюджетные
социальные фонды Российской Федерации, так и на законодательно установленные
платежи, в том числе на финансовое обеспечение в области пожарной безопасности.
Кроме того, в отношении
иерархии федеральных законов Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 5 ноября 1999 г. N 182-О сформулировал правовую позицию,
согласно которой ни один федеральный закон в силу ст.76 Конституции Российской
Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей
юридической силой. Статьей 76 Конституции Российской Федерации не определяется
и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида. Правильный же
выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и
истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относятся к ведению
судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Признание нормативного правового акта не
соответствующим части первой Налогового кодекса и не подлежащим применению
осуществляется согласно п.3 ст.6 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации в судебном порядке.
06.10.2000 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН