Проблемная ситуация: Правомерно ли определять величину
дохода, полученного организацией - экспортером, как сумму экспортной выручки,
уменьшенную на сумму, уплаченную российскому поставщику без НДС, и на сумму
понесенных расходов, связанных с этой сделкой?
Организация - экспортер реализует на
экспорт товары (лом цветных и черных металлов), приобретенные на внутреннем
рынке у российского поставщика. Каков порядок определения в целях
налогообложения доходов от реализации на экспорт лома цветных и черных
металлов? Каковы последствия осуществления деятельности по экспорту лома
цветных и черных металлов при отсутствии у экспортера
соответствующей лицензии?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2000 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
1. Согласно пп."а" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 6
декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с
учетом изменений и дополнений) экспортируемые товары как собственного
производства, так и приобретенные от налога на добавленную стоимость
освобождены. При этом возмещение (зачет) налога на
добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за материальные ресурсы
производственного назначения, использованные при производстве экспортной продукции,
производится за счет средств федерального бюджета при условии подтверждения
факта экспорта товаров в порядке, установленном п.22 Инструкции Госналогслужбы
России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями). Учитывая изложенное, позиция в отношении определения величины дохода,
полученного организацией - экспортером, изложенная в Вашем письме, является
правомерной. При этом следует отметить, что сумма налога на добавленную стоимость,
уплаченная поставщикам товаров, реализуемых на экспорт, или материальных
ресурсов, приобретаемых для производства экспортируемой продукции, не
учитывается при определении дохода экспортера при условии возмещения этой суммы
налога на добавленную стоимость из бюджета (или зачета в счет других налогов).
2. При реализации на экспорт лома цветных
и черных металлов экспортирующая организация в целях налогообложения должна
доходы от продажи указанных товаров определять в порядке, установленном ст.40
части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
п.10 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при
невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности,
при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем
реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная
цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма
произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные
затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или
услуг, обычные в подобных условиях затраты на транспортировку, хранение,
страхование и иные подобные затраты. Доход от экспорта лома цветных и черных
металлов определяется как разница между экспортной выручкой от реализации
товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на
реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
3. Согласно ст.173
Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим
лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть
признана судом недействительной по иску государственного органа,
осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если
доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее
незаконности.
Статьей 61 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть
ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии).
Согласно Федеральному закону от 25
сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 178-ФЗ)
лицензированию подлежит деятельность по заготовке, переработке и реализации
лома цветных и черных металлов.
Исходя из норм
указанного Федерального закона подлежит
лицензированию деятельность российских организаций - поставщиков и
экспортирующей организации, занимающихся реализацией лома цветных и черных
металлов.
В совместном Письме
Минфина России и Госналогслужбы России от 1 ноября 1993 г. N 119/НП-4-04/172н
"О лицензировании отдельных видов деятельности" сообщается, что
деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия),
осуществляемая без указанного разрешения, должна рассматриваться как незаконная
(согласно разъяснению, данному в Письме ВАС Российской Федерации от 19.01.1993
N С-13/ОП-19).
В связи с этим в
случае выявления фактов осуществления организациями предпринимательской
деятельности без соответствующей лицензии, руководствуясь п.16 ст.31 и ст.36
части первой Налогового кодекса Российской Федерации, нормами гражданского
законодательства, налоговые органы вправе обращаться в суд (или арбитражный
суд) с исками о признании недействительными любых сделок, направленных на
получение прибыли от такой деятельности, и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о ликвидации
организации, а при необходимости возбуждать ходатайства о запрещении заниматься
предпринимательской деятельностью.
10.10.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ