Проблемная ситуация: Относятся ли к посреднической
деятельности услуги, оказываемые организацией по договору транспортной
экспедиции, по которому экспедитор обязуется организовать перевозку? Что
является облагаемым оборотом при исчислении НДС? По какой ставке подлежит налогообложению
прибыль?
ООО работает в рамках агентского
договора, являясь агентом. Склады, в которых хранится имущество принципала,
агентом взяты в аренду. По условиям договора ООО обязано
обеспечить сохранность имущества. Для выполнения этого условия договора ООО создало на основании ст.14 Закона РФ от 11.03.1992 N
2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации" обособленное охранное подразделение. Правомерно ли относить на
себестоимость агента (ООО) содержание охраны (зарплата, отчисления с нее и
прочие расходы), если по закону обособленные охранные подразделения учреждаются
для осуществления охранной деятельности с целью охраны имущества собственника?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2000 г. N 04-02-05/2
Департамент налоговой политики
на ваш запрос сообщает следующее.
Статьей 801 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона
(экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -
грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение
определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут
быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза
транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность
экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры)
перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие
обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве
дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено
осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение
требующих для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных
формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка,
уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение
груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона
Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) при осуществлении
предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода,
полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.
Таким образом, у посреднических
предприятий, работающих по договору транспортной экспедиции, оборотом,
облагаемым налогом на добавленную стоимость, является сумма дохода, полученная
в виде вознаграждения.
Что касается налога
на прибыль, то в соответствии с Инструкцией Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" к посредническим операциям
и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера,
поверенного или агента в договоре комиссии, поручения, агентском договоре.
Указанной Инструкцией определено, что для
целей налогообложения прибыли не относится к посреднической заготовительная, снабженческо - сбытовая и торговая деятельность (кроме
комиссионной).
Согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации договор транспортной экспедиции предусматривает выполнение или
организацию выполнения экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза.
Общие условия перевозки определяются
транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии
с ними правилами (ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами о системе и
общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными
дорогами, утвержденными МПС России 16 ноября 1995 г. N ЦЭУ-348, транспортно -
экспедиционное обслуживание - вид деятельности посредников (экспедиторов) по
предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к
перевозке: оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с
транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно - разгрузочных работ, информация потребителей,
работа с таможенными органами и др.
Правилами перевозки пассажиров, багажа и
грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16
января 1985 г. N 19 (п.5.3.1) определено, что груз к перевозке принимается
аэропортами и транспортно - экспедиционными предприятиями, выполняющими
посреднические функции между отправителем и перевозчиком.
В целях
налогообложения, по нашему мнению, следует учитывать приведенные выше
нормативные акты, а также положения Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности, продукции и услуг (ч.III,
разд.I, подгруппа <633>), согласно которым к
транспортно - экспедиционным услугам относятся, в частности, посреднические
операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов,
посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете и т.п.
Законом Российской Федерации "О
частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
установлено, что частная детективная и охранная деятельность осуществляется для
сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов
услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собственников, в том
числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное
обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации; консультирование и
подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от
противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых
мероприятий.
Предусмотрено также, что предприятия
независимо от их организационно - правовых форм, расположенные на территории
Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для
осуществления охранно - сыскной деятельности в интересах собственной
безопасности учредителя. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не
связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Так как учрежденному организацией в
интересах собственной безопасности охранному подразделению законодательством
разрешено оказывать услуги только по охране имущества собственника, вызывает
сомнение правомерность создания организацией охранного подразделения в целях
охраны имущества, не являющегося ее собственностью и хранящегося на арендуемых
складах.
Учитывая изложенное, затраты ООО на обеспечиваемую таким образом охрану имущества
принципала в себестоимость продукции включаться не должны.
16.10.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ