Проблемная ситуация: Согласно ст.9
Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января
2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе в
Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами
Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ своим Письмом от 15
августа 2000 г. N МЗ-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса
Российской Федерации" также оставил за собой право на осуществление
полномочий по налоговому контролю, вплоть до выездных (документальных) проверок
плательщика на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых
взносов. Просьба разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2000 г. N 04-04-07
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу исключения дублирования функций
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионного
фонда Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно положениям
гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый
социальный налог (взнос)", введенной в действие с 1 января 2001 г.
Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, страховые взносы,
существующие в настоящее время и уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования, заменяются
единым социальным налогом.
В связи с этим и в
соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ о введении в
действие части второй Налогового кодекса (НК) РФ, о котором Вы сообщаете в
своем письме, с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые
органы. Таким образом, в отношении плательщиков
единого социального налога налоговые органы:
проводят все предусмотренные НК РФ
мероприятия по налоговому контролю, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней
и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
проводят зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ;
взыскивают суммы недоимки, пеней и
штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды,
образовавшиеся на 1 января 2001 г. в порядке, установленном НК РФ.
Вместе с тем сообщаем, что Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского
страхования сохраняются как самостоятельные государственные институты,
осуществляющие оперативное управление и расходование своих средств.
Введение единого социального налога никак
не влияет на порядок формирования бюджетов этих фондов, поскольку не
затрагивает вопросы бюджетного планирования и распределения их средств. То есть
законы о бюджетах этих фондов, как и сейчас, будут ежегодно приниматься, и
социальный налог не будет влиять на расходную часть бюджетов фондов, а будет
влиять только на доходную часть.
При этом всевозможные письма, издаваемые
органами управления государственных социальных внебюджетных фондов по вопросам контроля за порядком уплаты страховых взносов в эти фонды,
утрачивают силу с введением в действие части второй НК РФ.
Что касается Письма
Пенсионного фонда РФ от 15 августа 2000 г. N МЗ-09-25/7298 "О применении
Налогового кодекса Российской Федерации", где имеются ссылки на
действующую часть первую Налогового кодекса РФ, в которой на органы
государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому
контролю, то указанное Письмо с 1 января 2001 г. действовать не будет.
В настоящее время Минфином России
подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ в части исключения полномочий
органов государственных внебюджетных фондов по налоговому контролю из текста
Кодекса.
02.11.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ