Проблемная ситуация: Областная Дума вносит на
рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального
закона "О внесении дополнений в Закон РФ "О налоге на имущество
предприятий" со следующими дополнениями в Закон РФ "О налоге на
имущество предприятий":
Статью 4 п. "к" дополнить
абзацем следующего содержания:
"Предприятия и организации
независимо от форм собственности, выполняющие заказы Министерства обороны РФ
или заказы, финансируемые из бюджета, при условии, что объемы такого
финансирования или заказа в общем объеме выполняемых работ и услуг превышают
50%";
Статью 5 дополнить п. "к"
следующего содержания:
к) специализированных буровых судов и
установок, механизмов и оборудования, судов технологического обслуживания,
используемых при производстве поисково-разведочных работ на нефть и газ на
шельфе Арктических морей на период межсезонного отстоя и консервации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 1996 г. N
04-05-06/16
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело проект Федерального закона "О внесении дополнений в
Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий",
внесенный в качестве законодательной инициативы на рассмотрение Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации областной Думой, и сообщает.
Законом Российской Федерации от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"
установлено, что для целей налогообложения стоимость имущества предприятия
уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных
мощностей. Кроме того, предусмотрено, что налогооблагаемая база предприятий
уменьшается на сумму незавершенного производства продукции по государственному
оборонному заказу, дальнейшее производство которой приостановлено из-за отсутствия
бюджетного финансирования.
Учитывая данную норму Закона, вопрос об
освобождении части имущества предприятий, предназначенной для выполнения
государственного оборонного заказа, решен в рамках действующего
законодательства.
Что касается полного освобождения от
налогообложения имущества предприятий, выполняющих государственные оборонные
заказы или заказы, финансируемые из федерального бюджета, то следует отметить,
что налог на имущество предприятий относится к системе региональных налогов и
полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты.
Учитывая это, предоставление
дополнительных льгот на федеральном уровне по данному налогу потребует
возмещения региональным и местным бюджетам соответствующих потерь из
федерального бюджета. Средства на такое возмещение в федеральном бюджете на
1996 г. не предусмотрены и в условиях сложившегося бюджетного дефицита
фактически отсутствуют.
При этом ст.6
вышеназванного Закона законодательным (представительным) органам власти
субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать
конкретные ставки налога, определяемые в зависимости от видов деятельности
предприятий, в пределах, предусмотренных законодательством (вплоть до нулевой),
а в соответствии со ст.5 законодательные (представительные) органы власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут
устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской
Федерации.
В связи с изложенным
Минфин России считает, что вопрос о полном освобождении от налогообложения
имущества предприятий, выполняющих государственные оборонные заказы или заказы,
финансируемые из федерального бюджета, следует решать в рамках действующего
законодательства.
Согласно п."ж" ст.4 Закона Российской Федерации от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" не
подлежат налогообложению запасы, созданные в соответствии с решениями
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Так, в частности, основанием для
освобождения от налогообложения определенной части имущества предприятия будет
являться решение о его консервации, принятое в вышеуказанном порядке.
Таким образом,
вопрос об освобождении от обложения налогом на имущество предприятий
специализированных буровых судов и установок, механизмов и оборудования, судов
технологического обслуживания, используемых при производстве
поисково-разведочных работ на нефть и газ на шельфе Арктических морей на период
межсезонного отстоя и консервации, может быть решен путем принятия
вышеназванными органами соответствующего решения и, по мнению Минфина России,
не требует какого-либо дополнительного законодательного решения.
Данное мнение направлено Минфином России
в Правительство Российской Федерации.
04.04.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ